ТЕМА 8.
Концепции биосферы и экологические проблемы
8.1. УЧЕНИЕ о биосфере.
Биосфера.
Под биосферой понимается
совокупность всех живых организмов вместе со средойих обитания, в которую
входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная
микроорганизмами.
рис. 1
Два главных компонента
биосферы - живые организмы и среда их обитания - непрерывно взаимодействуют
между собой и находятся в тесном, органическом единстве, образуя целостную
динамическую систему. Биосфера как глобальная суперсистема в свою очередь
состоит из ряда подсистем.
Отдельные живые
организмы не существуют изолированно. В процессе своей жизнедеятельности они
соединяются в различные системы (сообщества), например, в популяции.
В ходе эволюции
образуется другой, качественно новый уровень живых систем, так называемые
биоценозы
- совокупность растений, животных и микроорганизмов в локальной среде
обитания.
Эволюция жизни
постепенно приводит к росту и углублению дифференциации внутри биосферы. В
совокупности с окружающей средой обитания, обмениваясь с ней веществом и
энергией, биоценозы образуют новые системы - биогеоценозы.
Они могут быть разного
масштаба: море, озеро, лес, роща и т.д.
Биогеоценоз
представляет собой естественную модель биосферы в миниатюре, включающую все
звенья биотического круговорота: от зеленых растений, создающих органическое
вещество, до их потребителей, в итоге превращающих его вновь в минеральные
элементы. Иначе говоря, биогеоценоз является элементарной ячейкой биосферы.
Таким образом, в совокупности все живые организмы и экосистемы образуют
суперсистему -
биосферу.
Одним из первых в науке комплексное учение о биосфере стал разрабатывать
выдающийся русский ученый В. И. Вернадский. В отличие от предшествующих
исследователей природы, В.И. Вернадский не ограничивал понятие биосферы
только «живым веществом», под которым он понимал совокупность всех живых
организмов планеты. В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности,
выработанные за время существования жизни. Так называемый «культурный слой»
особенно наглядно заметен в городах. На целые метры уходят в землю здания,
построенные человеком всего каких-то 100-300 лет тому назад. Почва, богатая
гумусом, другими питательными органическими веществами, дает возможность
существовать и развиваться новым проявлениям жизни, как и кислород,
вырабатываемый отдельными растениями и лесами, которые называют «легкими
планеты».
Говоря о принципах
существования биосферы, В. И. Вернадский прежде всего уточняет понятие и
способы функционирования живого вещества. Живой организм является
неотьемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом, а живое вещество -
это совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах.
Организмы берут из окружающей среды химические элементы, строящие их тела, и
возвращают их после смерти и в процессе жизни в ту же самую среду. Тем самым
и жизнь, и косное вещество находятся в непрерывном тесном взаимодействии, в
круговороте химических элементов. При этом живое вещество служит основным
системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое.
Человек и биосфера.
Человек как особая форма
жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во
взаимоотношения с природой. Он выступает как автономная целостность внутри
биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимодействуя с ним, создает
биосферу.
Аналогично человек,
преобразуя биосферу, создает техносферу. Но если при формировании биосферы
все биоценозы лишь поддерживают системную целостность путем обмена веществом
и энергией, то человек, помимо этих функций, в первую очередь производит
овеществление природы, создавая новые искусственные предметы.
Однако
далеко не все творения человека находятся в гармонии с окружающей
действительностью. И если живые организмы, созданные человеком, в
большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя
сказать о других предметах, созданных им: зданиях, сооружениях, ландшафтах...
Кроме того, сделанное человеком, как правило, не способствует созданию новых
запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых и живого
вещества ставит на грань катастрофы само существование не только разумной
жизни, но и жизни как таковой (изобретение ядерного оружия).
8.2.
Естественная и искусственная среда обитания
«Окружающая среда» -
более широкое понятие, чем географическая. Оно включает, помимо поверхности
Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть
в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В
структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную
и искусственную среды обитания.
Естественная среда
обитания включает неживую и живую части природы - геосферу и биосферу. Она
существует и развивается без вмешательства человека, естественным образом.
Однако человек в ходе
эволюции не остановился лишь на взятии у природы материала в
непосредственном или преобразованном виде. Он перестал бы быть разумным
существом, если бы не смог создать нечто свое, искусственное, чего не было
до сих пор в природе.
В результате им была создана искусственная среда
обитания - все то, что специально сделано человеком: разнообразие предметов
материальной и духовной культуры, преобразованные ландшафты, а также
выведенные в процессе селекции и одомашнивания растения и животные.
Видимо, нетрудно осознать, что естественная и искусственная среда обитания
должны быть сгармонизированы
Это
тождество отражает условие гармонии среды обитания человека и природной среды.
8.3. Представление о техносфере
Масштабы созданной
человечеством материальной культуры поистине огромны. И темпы ее развития
постоянно увеличиваются. В наши дни так называемая техномасса (все созданное
человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес диких живых
организмов). Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого отношения к балансу
составляющих системы природа-биосфера-человек.
Уровень воздействия
человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической
вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития
человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил
ситуация изменилась кардинальным образом. XX столетие - век
научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым
взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличил
масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством
целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.
Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не только в
прикладном, но и в глубоком теоретическом осмыслении. Техника все менее
остается только вспомогательной силой для человека. Все больше проявляется
ее автономность (автоматические линии, роботы, межпланетные станции,
сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы).
Понятие «совокупность
техники и технических систем» лишь начинает обретать право на существование
в науке. По аналогии с живым веществом, лежащим в основе биосферы, мы можем
говорить о техновеществе как совокупности всех существующих технических
устройств и систем (своеобразных
техноценозов). В его состав, в частности,
включают технические устройства, добывающие полезные ископаемые и
вырабатывающие энергию подобно зеленым растениям в биосфере. Выделяется
также технический блок по переработке полученного сырья и производству
средств производства. Далее идет техника, производящая средства потребления.
Затем - технические системы по передаче, использованию и хранению средств
информации. В особый блок выделяют автономные многофункциональные системы (роботы,
автоматические межпланетные станции и др.). В последнее время появляются
также техносистемы по переработке и утилизации отходов, включенные в
непрерывный цикл безотходной технологии. Это своего рода «технические
санитары», действующие подобно биологическим, природным подсистемам.
Таким
образом, структура техновещества (как совокупность отдельных технических
устройств и целых подсистем-техноценозов) все больше воспроизводит
аналогичную организацию естественных природных живых систем.
Другой подход к
пониманию структуры и роли техновещества предлагает швейцарский экономист и
географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три крупнейшие отрасли:
первичная (добыча природных ресурсов), вторичная (обработка добытой
продукции) и третичная (обслуживание производства: наука, управление).
По силе своего
воздействия на планету техновещество в виде системы техноценозов в
состоянии как минимум на равныхспорить с живым веществом. Дальнейшее
развитие техники со всей очевидностью требует просчета оптимальных вариантов
взаимодействия составных подсистем техновещества и последствий их влияния
на природу, и в первую очередь на биосферу.
В результате
преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о
реальном существовании нового ее состояния - о техносфере.
Понятие «техносфера»
выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью
технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как
включает техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю
часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры
космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и
охватывает уже околоземный космос.
Нет смысла современному
человеку подробно говорить о значении техносферы в жизни общества и природы.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые
ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего
опять - таки на биосферу.
Говоря о важнейшем
значении техники в жизни человека, нельзя не отметить обостряющуюся сегодня
проблему гуманизации техносферы.
Необходимо учитывать, что взаимоотношения между техномассой и биомассой
характеризуются следующим тождеством
Пока что наука и техника нацелены главным
образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд
человека и общества любой ценой. И потому баланс между
техномассой и биомассой увеличивается в не в пользу биомассы. Последствия непродуманного, некомплексного
и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические
ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых
регионах, загнанная в резервации природа - вот реальные плоды
отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду.
Все это является следствием недостаточного взаимодействия естественных
и общественных наук в осмыслении проблемы
взаимоотношений природы и человека.
Только тогда, когда взаимоотношения Биосферы (естественная среда) и
Техносферы (искусственная среда) будут характеризоваться
взаимодополнительностью, только тогда Человек может сделать следующий шаг в
своей эволюции.
8.4. Взаимосвязь космоса и
живой природы. Русский космизм
Космизм - представления о связи
природы и космоса, человека и космоса, общества и космоса.
Благодаря
взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное влияние на самые
различные процессы жизни на Земле.
В. И. Вернадский, говоря
о факторах, влияющих на развитие биосферы, указывал среди прочих и
космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без космических светил, в
частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы существовать. Живые
организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую,
электрическую, химическую, механическую) в масштабах, определяющих
существование биосферы.
На существенную роль
космоса в появлении жизни на Земле указывал шведский ученый, Нобелевский
лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос жизни на Землю из космоса был
возможен в виде бактерий благодаря космической пыли и энергии. Не исключал
возможности появления жизни на Земле из космоса и В. И. Вернадский.
Влияние космоса на
происходящие на Земле процессы (например, Луны на морские приливы и отливы,
солнечные затмения) люди подметили еще в древности. Однако многие века
связь космоса с Землей осмысливалась чаще на уровне научных гипотез и
догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это было обусловлено
ограниченными возможностями человека, научной базы и имевшегося
инструментария.
В XX столетии знания о влиянии космоса на Землю существенно
пополнились. И в этом есть заслуга и российских ученых, в первую очередь
представителей русского космизма - А. Л. Чижевского, К. Э. Циолковского,
Л. Н. Гумилева, В. И. Вернадского и др.
Понять, оценить и
выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего Солнца, на земную жизнь и
ее проявления во многом удалось А. Л. Чижевскому. Об этом красноречиво
свидетельствуют названия его работ: «Физические факторы исторического
процесса», «Земное эхо солнечных бурь» и т.п. Ученые давно обратили внимание
на проявления активности Солнца (пятна, факелы на его поверхности,
протуберанцы). Эта активность в свою очередь оказалась связанной с
электромагнитными и другими колебаниями мирового пространства. А. Л.
Чижевский, проведя многочисленные научные исследования по астрономии,
биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном влиянии Солнца и
его активности на биологические и социальные процессы на Земле («Физические
факторы исторического процесса»).
В 1915 г. 18-летний А.
Л. Чижевский, самозабвенно изучавший астрономию, химию и физику, обратил
внимание на синхронность образования солнечных пятен и на одновременную
активизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Смысл его концепции,
основанной на богатом фактическом материале, состоял в доказательстве
существования космических ритмов и зависимости биологической и
общественной жизни на Земле от пульса космоса. К. Э. Циолковский так оценил труд своего коллеги: «Молодой ученый пытается обнаружить
функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в
деятельности Солнца, и путем вычислений определить ритм, циклы и периоды
этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого
знания.
Лишь через много лет
высказанные А. Л. Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные
процессы были подтверждены на практике. Многочисленные наблюдения показали
неоспоримую зависимость массовых всплесков нервно-психических и
сердечно-сосудистых заболеваний у людей при периодических циклах активности
Солнца. Прогнозы так называемых «неблагоприятных дней» для здоровья - обычное дело в наши дни.
Интересна мысль
Чижевского о том, что магнитные возмущения на Солнце в силу единства
Космоса могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей
государств. Ведь во главе большинства правительств многих стран стоят
немолодые люди. Происходящие на Земле и в космосе ритмы, конечно же,
влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в условиях
тоталитарных, диктаторских режимов. А если во главе государства стоят
аморальные или психически ущербные личности, то их патологические реакции на
космические возмущения могут привести к непредсказуемым и трагическим
последствиям как для народов своих стран, так и всего человечества в
условиях, когда многие страны обладают мощным оружием уничтожения.
Особое место занимает
утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на
биологические, но и социальные процессы на Земле. Социальные конфликты
(войны, бунты, революции), по убеждению А. Л. Чижевского, во многом
предопределяются поведением и активностью нашего светила. По его подсчетам,
во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых
активных социальных проявлений в обществе (примерно 5%). Во время же пика
активности Солнца их число достигает 60%. Многие идеи А. Л.
Чижевского нашли свое применение в области космических и биологических наук.
Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их
тесное взаимовлияние.
Весьма оригинальными
были космические идеи первого представителя русского космизма Н. Ф.
Федорова. Он возлагал большие надежды на будущее развитие науки. Именно она,
по мнению Н. Ф. Федорова, поможет человеку продлить его жизнь, а в
перспективе сделать бессмертным. Расселение людей на другие планеты из-за
большого скопления станет необходимой реальностью. Космос для Федорова - активное поприще человеческой деятельности. В середине XIX в. он предлагал свой вариант
перемещения людей в космическом пространстве. По мнению мыслителя, для
этого надо будет овладеть электромагнитной энергией земного шара, что
позволит регулировать его движение в мировом
пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для
полетов в космос. В перспективе, по замыслам Федорова, человек объединит все
миры и станет «планетоводом». В этом особенно тесно проявится единство
человека и космоса.
Идеи Н. Ф. Федорова о
расселении людей на другие планеты развивал гениальный ученый в области
ракетостроения К. Э. Циолковский. Ему принадлежит также ряд оригинальных
философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. «После каждой смерти
получается одно и то же - рассеяние... Мы всегда жили и всегда будем жить,
но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек
материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными
промежутками времени...» В этом мыслитель весьма близок к индусским
учениям о переселении душ, а также к Демокриту.
На основании
диалектической в своей основе идеи о всеобщей жизни, везде и всегда
существующей посредством перемещающихся и вечно живых атомов, Циолковский
пытался построить целостный каркас «космической философии».
Ученый полагал, что
жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в
качестве доказательства он использовал лишь утверждение о том, что Вселенная
безгранична, и считал это вполне достаточным. Иначе, «какой бы смысл имела
Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим
миром?». На основании сравнительной молодости Земли им делается вывод о
том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна». Более
того, она активно влияет на другие уровни жизни, включая земную.
В своей философской
этике Циолковский сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в
абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолковский видит этот
процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство
населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты,
которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили
другие. Эти «совершенные» планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое
печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом
регулировать жизнь на других, примитивных пока планетах, избавлять их
население от мук развития.
Именно таким образом
Циолковский представляет себе технологию «гуманитарной помощи». «Совершенный
мир» берет все заботы на себя. На других, более низких по развитию планетах
им поддерживается и поощряется «только хорошее». «Всякое уклонение ко злу
или страданиям тщательно исправляется. Каким путем? Да, путем отбора:
плохое, или уклонившееся к дурному, оставляется без потомства... Могущество
совершенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду.
Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому,
как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет
только самые лучшие овощи? Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме
страданий, не предвидится, то и весь живой мир безболезненно
уничтожается...».
К. Э. Циолковский
наиболее глубоко из современников изучал и освещал философские проблемы
освоения космоса. Он полагал, что Земле во Вселенной принадлежит особая
роль. Земля относится к более поздним планетам, «подающим надежду». Лишь
небольшому числу таких планет будет дано право на самостоятельное развитие и
мучения, в том числе и Земле.
В ходе эволюции со
временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала
- в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем
- союза союзов и так
далее, до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.
Нравственная, космическая задача Земли
- внести свой вклад в
совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле
совершенствования мира земляне могут, лишь покинув Землю и выйдя в космос.
Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по
организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии - заключается
«в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение
ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые,
видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а методом проникновения в глубины
космоса.
Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно
совершенствуют природу человека и его общественную организацию. В ходе
эволюции человеческий организм претерпит существенные изменения, которые
превратят человека, по существу, в разумное «животное-растение»,
искусственно перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут
полный простор для его воли и независимости от среды обитания. В конце
концов человечество сможет эксплуатировать все околосолнечное пространство
и солнечную энергию. А со временем земное население расселится по всему
околосолнечному пространству.
Идеи К. Э. Циолковского
о единстве разнообразных миров космоса, его постоянном совершенствовании, в
том числе и самого человека, о выходе человечества в космос заключают в себе
важный мировоззренческий и гуманистический смысл.
Сегодня уже возникают и
практические проблемы влияния человека на космос. Так, в связи с регулярными
космическими полетами есть вероятность непреднамеренного заноса в космос, в
частности на другие планеты, живых организмов. Ряд земных бактерий способны
подолгу выдерживать самые экстремальные температурные, радиационные и иные
условия существования. Температурная амплитуда существования у некоторых
видов одноклеточных достигает 600 град. Как они себя поведут в иной неземной
среде - предсказать невозможно.
Но гораздо большие опасения вызывают проекты выноса в космическое
простанство вредных производств, "дабы не загрязнять планету". И если такие
проекты получат путевку в жизнь, то экологическуие проблемы возникнут уже не
на планетарном, а на космическом уровне.
В настоящее время
человек начинает активно использовать космос для решения конкретных
технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, сварка и
другие работы. И уже давно получили признание космические спутники как
средство сбора и передачи разнообразной информации.
Необходимо помнить, что космос, природа, человек и Общество связаны между
собой неразрывными узами.
Эти взаимоотношения характеризуются триединством.
Эти
тождества свидетельствуют не только о том, что на космос и природа
непосредственно влияют на жизнедеятельность человека и общества, но и о том,
что процессы жизнедеятельности человека и общества также сказываются на
природу и космос.
8.5.
Современные
экологические проблемы.
8.5.1.
ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ "ПРИРОДА-БИОСФЕРА-ЧЕЛОВЕК"
Взаимоотношения природы
и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и
существующих между ними. История совместного существования человека и
природы представляет собой единство двух тенденций.
Во-первых, с развитием
общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется
господство человека над ; природой. Сегодня это проявляется уже в
планетарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противоречия,
дисгармония между человеком и природой.
Природа, несмотря на все
бесчисленное многообразие своих составных частей, есть единое целое.
Именно поэтому воздействие человека на отдельные части внешне покорной и
мирной природы одновременно оказывает влияние, причем независимо от
воли людей, и на другие ее составляющие. Результаты ответной реакции часто
бывают непредсказуемы, они плохо под даются прогнозированию. Человек
распахивает землю, помогая росту полезных ему растений, но из-за ошибок
в земледелии смывается плодородный слой. Вырубка лесов под сельхозугодья
лишает почву достаточного количества влаги, и в результате поля вскоре делаются бесплодными. Уничтожение хищников снижает сопротивляемость
травоядных и ухудшает их генофонд. Подобный «черный список» локальных
воздействий человека и ответной реакции природы можно продолжать бесконечно.
Игнорирование человеком
целостного диалектического характера природы приводит к отрицательным
последствиям как для нее, так и для общества. Об этом в свое время
прозорливо писал Ф. Энгельс: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая
из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы
рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные
последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых». Пробелы
в общем уровне культуры, игнорирование поколениями людей
закономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальная
реальность и сегодняшнего дня. Горьким свидетельством тому, как упорно
человечество не желает учиться на собственных ошибках, могут служить
обмелевшие после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмотного орошения и ставшие непригодными для земледелия поля, высохшие моря
(Аральское) и т.п.
Нетрудно понять, что экологические проблемы являются прямым следствием
нарушения баланса между естественной и искусственной средой
обитания человека.
8.5.2.
Понятие экологии, макроэкологии, глобальной экологии
Термин «экология»,
впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., обозначает
науку о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый
полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных
и растений со средой их обитания. Однако говоря сегодня о проблемах экологии
(этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы
фактически имеем в виду социальную экологию - науку, изучающую проблемы
взаимодействия общества и окружающей среды.
Сегодня экологическую
ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Первая
Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатировала
наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы. Сегодня
налицо уже не локальные (региональные), а глобальные (всемирные)
экологические проблемы: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов
растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров;
стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан
не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и
перестает быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах
загрязнена до предельно допустимых норм, чистый воздух становится
дефицитом; на Земле практически нет ни одного квадратного метра поверхности,
где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
С началом космических
полетов проблемы экологии переместились и в открытое космическое
пространство. Неутилизированные отходы от космической деятельности человека
накапливаются в космосе, что также становится все более острой проблемой.
Даже на Луне американские астронавты обнаружили многочисленные обломки и
остатки от искусственных спутников Земли, посланных туда в свое время
человечеством. Можно уже сегодня говорить о
проблеме космической экологии.
Не решен вопрос о влиянии космических полетов на появление озоновых дыр в
атмосфере Земли.
Возникла еще одна
неведомая ранее проблема - экология и здоровье человека. Загрязнение
атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и
изменению структуры человеческих заболеваний. Появляются новые болезни,
принесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят
генетические изменения в организме. В связи с крайне неблагоприятной
экологической ситуацией в крупных промышленных городах во много раз
увеличилось число заболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм
жизни и информационные перегрузки привели к тому, что кривая
сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических заболеваний сделала
резкий скачок вверх.
Становится совершенно
очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как
к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества сегодня
жизненно необходимо изменение отношения к природе и в конечном счете к
самому себе.
Каковы же пути решения
экологических проблем"? Прежде всего следует перейти от потребительского,
технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в
частности, необходим ряд целенаправленных мер по экологизации производства:
применение природосберегающих технологий и производств, обязательная
экологическая экспертиза новых проектов, а в идеале - создание безотходных
технологий замкнутого цикла, безвредных как для природы, так и для здоровья
человека. Необходим неумолимый, жесткий контроль за производством продуктов
питания, что уже осуществляется во многих цивилизованных странах.
Кроме того, нужна
постоянная забота о поддержании динамического равновесия между природой и
человеком. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей
(посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков,
заповедников и т.п.).
Однако ощутимый эффект
перечисленные и другие меры могут принести лишь при условии объединения
усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого
международного объединения была сделана в начале нашего века. В ноябре 1913
г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны
природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне
межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый
уровень. Заключаются международные концепции по охране окру-жающей среды,
осуществляются различные совместные разработки и программы. Активна
деятельность «зеленых» (общественных организаций по защите окружающей среды
- «Гринпис»).
Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого
Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых
дыр» в атмосфере Земли. Следует, однако, признать, что из-за весьма
различного уровня социально-политического развития государств мира
международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от
желаемого и необходимого уровня.
8.5.3. Формирование экологического сознания
Для того чтобы
справиться со всеми названными проблемами и сохранить здоровье человека и
природу, необходимы в первую очередь ответственная экологическая политика и
практика государственных и общественных органов, руководителей предприятий,
учреждений и организаций.
В связи с этим перед
обществом встает еще одна важнейшая задача - формирование экологического
сознания населения. Она включает целый комплекс мер экологического
образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве
доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание,
экологические этика, психология, правосознание.
Цель - понимание природы как другого существа, над
которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и
воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и
проводиться с раннего детства.
С большим трудом,
совершая мучительные ошибки, человечество постепенно все больше начинает
осознавать необходиость перехода от потребительского отношения к природе к
гармонии с ней.
Формирование экологического сознания направлено на улучшение взаимоотношений человека и природы,
на разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно
энергетических источников, имеющих для жизни человечества важнейшее
значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из
современного уровня потребления, то запасов угля хватит на 430 лет, нефти
- на 35 лет, природного газа - на 50. Срок, особенно по запасам нефти, не
такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные
изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной
энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально
безвредных для природы источников энергии.
Экологическое научное
сознание включает формирование научной картины мира, основывающейся на
достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигаются
системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности;
принцип универсального эволюционизма, а также такие современные концепции и
теории, как синергетика, учение о «феномене человека» П. Тейяра де Шардена,
теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского и т.д. Именно экологическое
научное сознание .необходимо сделать базой для проведения экологической
политики и практики, которые должны стать творчеством широких масс населения.
Важное значение в формировании экологического сознания
принадлежит утверждению экологической этики. Основной ее принцип был
замечательно сформулирован еще Л.Н. Толстым: «Не только людям не надо делать
того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным». От себя
добавим: не только людям и животным, но и всей природе.
Важным компонентом
экологического сознания является и экологическая психология. Суть ее можно
коротко выразить следующими словами: любовь к природе как черта характера
человека, и прежде всего любовь к «братьям нашим меньшим», ко всему живому.
Если пользоваться терминологией уже упоминавшегося нами
немецко-американского психолога и социолога Э. Фромма, то можно сказать, что
сущность экологической психологии - биофилия. Под ней он подразумевал «стремление
поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии
личности, растения или социальной группы». Соответственно этика биофилии,
по Фромму, - это признание добром всего того, что служит жизни, «утверждение
жизни, роста, расцвета».
В экологическое сознание
следует, безусловно, включить и экологическое правосознание, предполагающее
осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда
природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно
подтверждаться действенными юридическими мерами.
8.6. Планетарное мышление
8.6.1. Ноосфера. Переход от
биосферы к ноосфере
Ноосфера
(от греч. noos
- разум и shpaira
шар) - новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека
становится главным, определяющим фактором ее развития.
Огромное влияние
человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили
основой для создания учения о ноосфере. Термин «ноосфера» переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в
1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он
рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную
оболочку мысли, окружающую Землю.
Ряд ученых
предлагает употреблять вместо понятия «ноосфера» другие понятия: «техносфера»,
«антропосфера», «психосфера», «социосфера» или использовать их в качестве
синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между
перечисленными понятиями и понятием «ноосфера» есть определенная
разница.
Следует также
отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического
характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное
руководство к действию.
Учение
о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В. И.
Вернадского. В его работах можно встретить разные определения и
представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни
ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после
детальной разработки учения о биосфере.
Осознавая огромную роль и значение
человека в жизни и преобразовании планеты, В. И. Вернадский употребляет
понятие «ноосфера» в разных смыслах:
1) как состояние планеты,
когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;
2) как область активного
проявления научной мысли;
3) как главный фактор
перестройки и изменения биосферы.
Однако все аспекты такого определения имеют
общее содержание
–
это новый этап развития Земли и высшая ступень
эволюции, включающая как самого человека с его культурой, наукой и
технологией, так и меняющуюся под его воздействием окружающую среду –
планету, биосферу и атмосферу.
Очень важным в учении В.
И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался
осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем
глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия
биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и
самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при
высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь
идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно
разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами
природы».
Условие гаромничного и сбалансированного взаимоотношения Человека и
Биосферы можно записать в виде следующего тождества
Из этого тождества
можно увидеть, что "крестный Путь" Человека в Ноосферу
происходит по цепочке:
"Человек-Социум-Биосфера - Ноосфера".
В этом тождестве каждая компонента определяется через три других
(триединство) и, следовательно, понятие "Ноосфера приобретает простой и
ясный смысл
Говоря об эволюционном
развитии мира, его переходе в ноосферу, другой основатель этого учения, Тейяр де Шарден говорил о
постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в Cферу Разума, эволюция
которой подчиняется разуму и воле человека», путем постепенного сглаживания
трудностей между человеком и природой.
Данное
определение не противоречит определению В.И. Вернадского.
Основной акцент здесь смещается в сторону духовной,
интеллектуальной и социальной составляющих ноосферы.
Из этого тождества можно увидеть, что "крестный Путь" Человека в
Ноосферу происходит по цепочке
"Человек-Социум-Сфера Разума - Ноосфера".
При этом
понятие "ноосфера" определяется уже следующим тождеством.
У В. И. Вернадского мы встречаем иной
подход. В его учении основной аспект направлен на биосферу-
живое вещество преобразует верхнюю оболочку
Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество
становится основной планетарной геологообразующей силой.
Поэтому (стержень
учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность за
эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его
собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной
для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои
потребности с возможностями биосферы, т.е. главное звено в
учении В.И. Вернадского определяется тождеством
Воздействие на нее должно быть
дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества.
В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия
человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность
становится главным определяющим фактором развития.
В структуре ноосферы
можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы,
совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с
биосферой.
Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа
устойчивого существования и развития ноосферы.
В этом и заключаются
непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления
ноосферы, определения роли и места в ней человека. В. И. Вернадский
неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние.
Однако
сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об
устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли
состояния ноосферы, или идем "верной дорогой") нет достаточных оснований.
так будет по крайней мере
до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том
числе экологическую.
Поэтому сегодня ученые говорят о ноосфере как о том
идеале, к которому следует стремиться человеку, в
соответствии с эволюционными принципами эволюции современной цивилизации
Из этого тождества видно, что
нынешний
тип жизнедеятельности, нынешний тип мышления относительно ноосферного
сознания и мышления является вывернутым наизнанку.
Следовательно, тип жизнедеятельности "Бытие
определяет сознание"
в
принципе не может породить ноосферное общство, ноосферную цивилизацию.
Только тип жизнедеятельности "Со-Знание определяет Бытие" способно
реализовать светлую ноосферную мечту людей о гармонично развитом обществе, в
котором человек, общество и планета в целом являются целостным
живым организмом.
Природные операционные механизмы Единого закона эволюции двойственного
отношения, в основе которых лежат законы сохранения симметрии неумолимы...
Если человек не освоит "азбуку жизни", то современная цивилизация "канет в
лету", где для не уготована совсем иная "ноосфера".
Жизненный цикл современной цивилизации подошел уже к своему завершению.
Человечество находится сегодня в "точке бифуркации", в которой происходит
раздвоение эволюционного потока.
Один поток -"откат" назад (гибель цивилизации или возвращение в "животный
мир"). Другой эволюционный поток может быть направлен в ноосферу.
Сумеет ли человечество сделать правильный Выбор, успеет ли
человечество перейти на ноосферный тип жизнедеятельности- это Выбор зависит
уже от каждого из нас. Только в этом случае человек может из состояния
"бессознательного" и "коллективно-бессознательного" перейти в состояние
"сознательного" и "коллективно-сознательного" (Единый Род).
Путь человека в Единый Род можно охарактеризовать тождеством
из
которого следует определение Единого Рода.
Единый Род формируется в соответствии с принципами самоорганизации,
вытекающими из законов сохранения симметрии.
Может быть, следует вспомнить "всполохи" древней мудрости наших
славянских предков, отраженной в царском самодержавии и
зафиксированной в
словах песни: "И
за Царя (Единая Воля),
За Родину (Единый Род),
за Веру (Единый
Дух) мы грянем громкое
- ура, ура, ура".
Однако сегодня эти процессы протекают в России, преимущественно, в прямо
противоположном направлении.
Сегодня в России это понимают уже многие. Эти тенденции в полной мере
проявляются в "Русском кресте".
В программе "Главная тема"
(3-й ТВ-канал, 26.01.2014 г) так говорится об этом:
"В
России смертность уже давно превышает рождаемость, по воспроизводству нации
мы сегодня на самом последнем месте в Европе. Численность россиян
уменьшается со скоростью от 700 000 до 1 000 000 в год........Никакого
кризиса конечно нет. Есть просто катастрофа демографическая ...
Через 50 лет не будет нашего государства... При благоприятных условиях оно
сократится до границ 16 века.... Отрицательный прирост населения был впервые
зафиксирован в 1992 году.
Смертность превысила рождаемость.... Если представить себе
график, то линия смерти идет вверх и пересекается с падающей линией
рождаемости. Эти кривые получили название русский крест.... Это
точка невозврата... С этого момента возник эффект естественной
убыли населения...Это привело к депопуляции..., что Россия прошла эту точку
невозврата, т.е. будет теперь все время снижение численности населения...."
"Русский крест" характеризуется тождеством
которое свидетельствуют о том, что Россия идет по гибельному для нее Пути
("жизнь, вывернутая наизнанку", "откат" назад), а не по Пути в Ноосферный
Разум. Только тогда, когда Россия сумеет перейти к ноосферному типу
жизнедеятельности, только тогда это тождество будет иметь противоположные
заряды
Только в этом случае человеку откроется Путь в Ноосферу. Только тогда
человечество сможет сформировать ноосферную цивилизацию.
Ноосферная цивилизация - качественно
новое состояние цивилизации, при котором социум
войдет в коэволюцию с природой. Ей присуши приоритет
гуманитарно-общечеловеческих ценностей, эффективно управляемое устойчивое
развитие.
В последнее время много пишут об ученых, в трудах которых впервые
появилось понятие «ноосфера», но многое в
определениях ноосферы остается расплывчатым. Дело в том, что ни Вернадский,
ни Тейяр де Шарден, не стремились к созданию
теории или концепции ноосферы, а увязывали ее с процессом развития биосферы
и планетарной эволюцией Земли.
8.6.2. Ноосфера.
некоторые особенности
В первую очередь
следует подчеркнуть, что ноосфера представляет собой новый структурно-функциональный
уровень развития природы, который связан энергетически со всеми
другими земными оболочками, и прежде всего с биосферой, и
соответствует качественно иному фундаментальному
относительному природному равновесию.
Существуют мнения, что такая характеристика
ноосферы, как разум, не является принципиальной, что
фундаментальной характеристикой ноосферы может быть
только духовность. Это, в частности, имел в виду П. А. Флоренский,
предложивший выделять пневматосферу (от греч. пневма -
дух) -
духовную планетарную оболочку.
Поэтому ученые приходят к мысли, что именно пневматосфера
должна стать духовным каркасом ноосферы. Подтверждение подобной идее можно
найти во многих великих религиях и философских системах.
Вторым
важнейшим свойством
ноосферы является то, что все структурные природные уровни возникают
посредством взрыва. В естественных науках накоплено много фактов,
подтверждающих, что уровни обособленных частиц и зарядов, уровни жизни,
духовный уровень образовались подобным образом.
В отношении двух последних уровней глубокие мысли, обосновывающие
мгновенность их образования, содержатся в мировых религиях.
Если эта гипотеза справедлива, то современная цивилизация уже стоит на
пороге подобного взрыва сознания. Ей не хватает только... знания природных
механизмов Единого закона эволюции двойственного отношения, в основе которых
лежат инвариантные принципы законов сохранения симметрии.
Третьим
важнейшим свойством
ноосферы является то, что формирование планетарного мышления, в котором так
нуждается современное человечество, возможно только на основе ноосферы.
Планетарное мышление объединяет в себе фундаментальные относительные
равновесия, соответствующие основным религиям, философии, естествознанию,
искусству благодаря достигнутому ими планетарному масштабу.
Выше мы уже отмечали, что формирование ноосферы, при современном типе
жизнедеятельности, формирующего тип "бытовой" тип мышления, является
утопией, ибо эти типы жизнедеятельности формируются следующими принципиально
разными весами.
Четвертым, важнейшим свойством
ноосферы является объединение в ее пределах всего человечества,
на что обратил внимание еще В. И. Вернадский,
ибо подобное объединение характеризует единство ноосферной цивилизации
и каждого ее члена.
Перечисленные свойства ноосферы могут быть выявлены в ряде ее
определений, предложенных отечественными учеными. Так, по Н. Ф. Реймерсу,
ноосфера - это буквально «мыслящая оболочка»,
сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и
становлением в ней цивилизованного человечества, с периодом, когда разумная
человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития
на Земле.
Р. Ф. Абдеев понимает «ноосферу
как естественную информационную структуру». В связи с этим приобретает значение вопрос о носителях
информации, которые должны быть емкими, доступными, устойчивыми и надежными
в ее сохранении.
Н. Н. Моисеев считает, что
есть сложности с самим термином «ноосфера» - он не однозначен. «Широко
распространено наиболее простое его толкование - сфера Разума. Так принято
называть часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и
преобразуется им». По этим причинам Моисеев считает более уместным говорить
не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, когда человек уже сможет разумно
распоряжаться своим могуществом и обеспечивать такое
взаимоотношение с окружающей средой, которое «позволит развиваться и
обществу, и Природе».
Попытка исследовать
внутреннюю структуру ноосферы (ноосферные структуры) была предпринята Г. И.
Худяковым. Он считает, что ноосферные структуры - это пространственные
целостности гармонического взаимодействия косных, биокосных, биогенных и
социальных форм организации материи. И предполагает, что
«пространственной
основой ноосферных структур являются геокомплексы - от планетарных до
региональных и локальных, т.е. саморазвивающиеся геолого-геоморфологические
структуры с их гидробиоатмосферными составляющими». Это вполне
соответствует идее о духовном каркасе ноосферы. В самом деле, равновесность
на духовном уровне возможна только тогда, когда уравновешены все остальные
структурные уровни природы.
Таким образом, равновесие
геолого-геоморфологических структур, равновесие биосферы естественным
образом может найти свое продолжение в духовном каркасе ноосферы.
8.6.3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЭТАПЫ ПЛАНЕТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ
Когда наступает время для определенной идеи, системы взглядов, то
они начинают проявляться самыми различными способами, в широком многообразии
форм и видов. Об этом явлении часто говорят так: «проблема висит в воздухе».
А Виктор Гюго в свое время добавил, что нет ничего сильнее идеи, время
которой пришло. Нечто подобное происходит в настоящее время с планетарным
мышлением.
Планетарное мышление
- это мышление, в котором равновесные целостности
философских систем, религий, научных концепций, произведений искусства
взаимно дополняют друг друга, рассматриваются исходя из планетарных
масштабов и образуют единое мировоззрение.
Подобный синтез имеет много различных граней. Следует отметить
прежде всего философский акцент в исследованиях взаимодействий человека и
окружающей его природной и социальной среды, системный подход к различным
процессам, развитие взаимодействий науки и религии, связь великих прозрений
литературы и искусства с философией и т.п.
Планетарный масштаб важен потому, что земные оболочки находятся в
устойчивом равновесии с космосом. Эти оболочки являются естественным
ориентиром устойчивости для макроскопических природных процессов, к которым
может быть отнесено мышление. Если системы, соответствующие мышлению, не
будут коррелировать с системами земных оболочек, то они потеряют
устойчивость под воздействием окружающей среды.
Планетарное мышление не является следствием попыток формального
объединения философии, религий, естествознания, литературы и искусства, а
представляет собой некий «единый взгляд» на природу, который формируется
самой природой и который вследствие этого можно считать естественной
системой координат.
Наиболее важные черты
планетарного мышления, по современным представлениям,
базируются на следующих идеях.
1.
В нем взаимодействуют равновесные целостности философии,
религий, искусства, науки. Эти взаимодействия представляют собой
самоорганизационный процесс. В процессе
самопроизвольного взаимодействия равновесных целостностей философских систем,
религий, науки, искусства, литературы должны участвовать все устоявшиеся
направления из этих областей человеческой деятельности.
2. Необходим планетарно-космический масштаб мысли. Философские системы,
научные теории, литературные произведения должны быть ориентированы на
общекосмическое единство.
Планетарное мышление не может рассматриваться в отрыве
от ноосферы.
В истории философии можно
выявить немало идей, которые можно рассматривать как формирующие
взаимосвязанные относительные равновесия и вместе с ними -
планетарное мышление.
Сознательное формирование планетарного мышления можно обнаружить в
мировоззрении русского космизма, а также в трудах П. Тейяра де Шардена.
Большой вклад в развитие русского космизма, внесенный П. И. Новгородцевым,
можно рассматривать и как вклад в формирование планетарного мышления. Судьба
всех этих ученых трагична, но их основные идеи повлияли на формирование
планетарного мышления. Направление русского космизма начало свое развитие в
конце XIX в. с трудов В. С. Соловьева, Н. А. Умова, П. А. Флоренского, П. И.
Новгородцева. Н. А. Бердяева и продолжилось в советское время работами К. Э.
Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского. В, Н. Муравьева. А. К.
Горского, Н. А. Сетницкого, Н. Г. Холодного. Влияние всех этих ученых на
современное естествознание до конца еще не оценено, но их работы могут
рассматриваться и как вклад в планетарное мышление.
Новгородцев верил в земной рай и сводил эту веру к следующим
убеждениям:
«1. Человечество, по
крайней мере в избранной своей части, приближается к заключительной и
блаженной поре своего существования.
2. Есть ''решительное слово",
известна спасительная истина, которая приведет людей к этому высшему и
последнему пределу истории».
Но не как земной рай
понимал Новгородцев эту блаженную пору, а
«как веру в человеческое действие
и нравственное долженствование» - и это он считал
основной задачей, стоящей перед современным человечеством. То есть главное
для Новгородцева - это, с одной стороны, постоянная
вера и деятельность, а с другой - «стремление к
конечной цели».
Муравьев писал:
«Рядом с первичной, данной
нам природой, являющейся в результате действия слепой и бессмысленной стихии,
мы должны трудом нашим создать вторичную природу, построяемую согласно
проектам нашего разума. Ум всегда работает математически, и это не только не
является недостатком нашего мышления, будто бы не могущего вследствие этого
схватить текучесть жизни... но, наоборот, указывает на точное соответствие
сознания и действительности и на значение в обоих не столько момента
текучести, сколько момента множественности».
Горский утверждал:
«... идея
архитектурно-литургического синтеза искусств все еще остается уделом
немногих, творящих пока "про себя" художников. Религией дается предельно
целевая установка, организующая искусство... Организация науки
- в первом и основном смысле, т.е. координация того
множества идей и методов, какие накоплены на путях научно-познавательного
процесса, требует уже нового научно-организационного принципа, сверхнаучного,
требует принципа художественного».
Роль Чижевского в развитии
планетарного мышления можно считать особенно значительной. Чижевский
исследовал влияние Солнца на все уровни структурной организации живого:
молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой, а также на
биосферу. Чижевский подробно исследовал различные типы влияния Солнца на
неорганический и органический земные миры, на ритмы и другие особенности
этих взаимодействий. Чижевский стоит у истоков гелиотраксии и многих других
направлений науки (биоклиматологии, гелиобиологии и т.п.). В Меморандуме
международного конгресса по биологической физике и биологической
космологии, состоявшемся в сентябре 1939 г. в
Нью-Йорке, отмечалось:
«Тот факт, что жизнь
биосферы Земли зависит от солнечных явлений, давно стало трюизмом. Но
впервые профессор Чижевский показал степень этой зависимости и ее интимную
глубину. В этом заключается его громадная заслуга. Он раскрыл механизмы,
тщательно скрываемые природой, показав, что живая клетка является тончайшим
и избирательным резонатором для определенных корпускулярных и
электромагнитных процессов внешней среды».
В антропокосмизме, который
развивал Холодный, особое значение для планетарного мышления имеет прежде
всего восстановление естественной связи человека с природой. Можно считать,
что антропоцентризм ведет свое начало от первобытного человека, который был
односторонне связан с природой, и эта связь имела форму его зависимости от
природы. Антропоцентризм был своего рода реакцией на такую зависимость;
благодаря ему сформировался антропокосмизм, в соответствии с идеями которого
человек раз и навсегда перестает быть центром мироздания. Он становится
просто одной из его органических составных частей, не пользующейся никакими
привилегиями ни в смысле своего положения среди других существ, ни в смысле
происхождения. Но тогда противопоставление человека природе теряет свой
смысл. Провозглашается необходимость восстановления его естественной связи с
природой. Однако эта связь должна быть уже не односторонней, как у
первобытного человека, а двусторонней, равноправной. Когда человек
становится на точку зрения такой связи, у него должно появиться сознание
дружеского участия в жизни других людей, стремление не столько брать,
сколько давать.
Основные идеи
антропокосмизма хорошо соответствуют концепции относительных равновесий.
Двусторонняя устойчивая связь между человеком и природой возможна только
тогда, когда эта связь является равновесной. Когда человек зависит от
природы или пытается встать над ней, то связь оказывается неравновесной и
неустойчивой.
Сегодня многие словоформы ученых-космистов можно записать в
математической форме.
Философия русского космизма
была посвящена изучению взаимосвязей человека и космоса.
Сквозной нитью через
это учение проходит идея его тесной связи с идеями глобального эволюционизма.
Русский космизм
сосредоточивает свое внимание на одном из наиболее важных механизмов
всеобщей космической эволюции, а именно на духовной эволюции человека.
Русские космисты осознавали, что путь в космос лежит через духовное
возрождение человека.
Тейяр де Шарден связывал
планетарные аспекты взаимосвязи человека (природной системы) и окружающей
его среды с понятием «рефлексия». Под рефлексией он понимал проявление более
фундаментального свойства биосферы в целом, а также отдельных ее
элементов - свертывания организующейся материи в
самой себе (образование замкнутого объема планеты, автоматическое
самозамыкание молекулярной ленты ДНК). В концепции Тейяра де Шардена
рефлексия становится универсальной моделью субъект-объектных отношений, ибо
субъект через объект возвращается к самому себе, в объекте «узнает» себя, и
только таким образом он способен что-либо понять:
«человек
опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого
себя».
Эта замечательная концепция отражает целостность и равновесность
взаимоотношений
В
этих отношениях каждое значение является триединым
Любое изменение любого значения в этих весах приводит к корректировке всех
трех значений. В этом и проявляется целостность каждого объекта и субъекта,
их "кругооборот", когда
«человек опять приходит
к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя».
В настоящее время начинается глобальная переориентация сознания на
гибкую систему связей человека с окружающей средой. И один из наиболее
действенных способов организации подобной системы -
диалог между человеком и природой. М. Хайдеггер, например, пишет, что
философия должна ставить вопросы, вопрошать. А выдающийся физик XX в. Р.
Фейнман считает, что в физике правильно поставленный вопрос гораздо важнее
поисков ответа на него. Ответ на правильный вопрос открывается сам собой
- падает в подставленные ладони. Все это можно
истолковать так, что стремление к правильному вопросу означает стремление к
установлению равновесия между исследователем и законами природы.
Природные операционные механизмы Единого закона эволюции двойственного
отношения, в основе которых лежат законы сохранения симметрии, позволяют не
только правильно ставить вопросы, но и получать правильные ответы на эти
вопросы. Они позволяют прогнозировать равновесные состояния систем любой
природы, включая самого человека.
И когда человек обретает это равновесие, настраивается на него, тогда
он, конечно, будет иметь представление о развитии природных процессов
относительно этих равновесий.
Возникают новые науки биосферного
класса, которые правильно ставят вопросы, в
основе которых лежат принципы взаимосвязи "всего со всем", в
единстве генезиса, междисциплинарные и трансдисциплинарные подходы
почему-то приводят к совсем иным результатам. Интеграционные идеи
продолжают порождать дальнейшие процессы дифференциации уже наук биосферного
класса.
Сегодня различные грани планетарного мышления анализируются
современным естествознанием, универсальным эволюционизмом, эмерджентным
эволюционизмом, экологической философией, синергетикой.
При этом в качестве характерных черт современного
естествознания, наиболее тесно связанных с планетарным мышлением,
обычно приходят к выводу о том, что "
простота не присуща ни бесконечно малому, ни
бесконечно большому. В первом нет «кирпичиков
мироздания», во втором - абсолютного предела".
И ошибаются...
Бесконечно большая и абсолютная Вселенная (космос) и бесконечно малое
(человек) только тогда начнут жить в единстве, когда между ними
установится гармония отношений, подобно отношениям протона и электрона в
атоме химических элементов, отражая гармонию принципов самоорганизации,
которые вот уже несколько десятилетий ищет синергетика вкупе с остальными
науками и никак не может найти
Из
данных тождеств непосредственно видно, что эти принципы в рамках законов
сохранения симметрии выражаются математическими принципами максимина и
минимакса.
8.6.4. ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Если XX в. прошел под знаком естествознания, то XXI в. пройдет под
знаком культуры. Культура способна связать все различные
стороны
нашей действительности в одно целое. С этой целью выделяются отдельные
ячейки, общие оболочки, обеспечивается их устойчивая взаимосвязь, и только
благодаря этому человечество сможет объединиться на надежной и
долговременной основе. А. Эйнштейн считает, что «в
наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо
большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К
этому вынуждают трудности их собственной науки».
В настоящее время искусство
и наука пытаются установить тесные взаимные контакты. Так, о необходимости
создания жанра (метода исследований), в котором художественное мастерство
сочеталось бы с естественно-научными идеями, пишет выдающийся современный
ученый, один из создателей неравновесной термодинамики И. Р. Пригожин.
Для
языка будущего могут стать характерными
такие проникающие друг в друга
взаимодополнительные понятия, как «разум-чувство»,
«поэзия-наука», «интуиция-логика»,
и т.д.
Двусторонняя устойчивая связь между человеком и природой возможна лишь в том
случае, если эта связь является равновесной. Когда человек находится в
зависимости от природы или пытается встать над ней, тогда связь оказывается
неравновесной и неустойчивой.
Нелинейная, синергетическая картина мира должна реконструировать мир
во всей его возможной полноте, не деля на «линейный» и «нелинейный».
Лигнейный и нелинейный миры должны быть тесно взаимосвязаны
Идея жесткой
классической онтологизации если и допускала смену онтологии, то только по
вертикали, со сменой масштаба энергий (лестница Вайскопфа), но не в процессе
динамики системы.
Весы двойственного отношения являются многомерными, иерархически вложенными
друг в друга
порождая многомерные, вложенные друг в друга причинно-следственные миры
Прогресс научного знания инициировал и интенсивное развитие новейших
технологий. Технологическое развитие амбивалентно -
оно может служить и добру, и злу в зависимости от культивируемых в обществе
ценностей, порожденных "нажитыми" двойными
"причинно-следственными" спиралями эволюции.
Существование человека является этапом космической эволюции.
Устойчивой природной системой он станет тогда, когда обретет равновесную
связь с оболочками Земли, и прежде всего с фундаментальным духовным
равновесием.
Человечество еще очень далеко от основных равновесий своего
существования и развития и прежде всего от популяционного равновесия.
Развитие идет по принципу открытой системы с непрерывным наращиванием
потребления энергии, воды и т.п. Человечество сейчас охвачено глобальным
кризисом, который сравним только с имевшим место в эпоху неолитической
революции (10 тыс. лет назад).
Тогда человек истребил многих крупных животных, и перед ним встала
перспектива полного вымирания. Человека спасло то, что он открыл для себя
земледелие и оседлое скотоводство. Все остальные кризисы, с которыми
сталкивался человек, не идут ни в какое сравнение с этими двумя.
Взаимодействия человека с относительными природными равновесиями в
религиях, философии и искусстве сильно отличаются от аналогичного процесса в
естествознании. Во всех великих религиях довольно быстро выявляется
нацеленность их основных положений на фундаментальные природные равновесия.
Сначала человеку трудно удерживать устойчивую взаимосвязь с фундаментальными
равновесиями, но общая устремленность к ним позволяет человеку увидеть мир
во всей его сложности. Нечто подобное присуще философии и искусству, в
которых определяющее значение имеет первоначальное озарение. Оно определяло
путь для последователей, его отражение учились находить в себе для того,
чтобы обрести устойчивую связь с фундаментальным равновесием через свой
внутренний мир, произведение искусства, религиозный догмат и т.п.
Планетарное мышление способно взаимодействовать со всеми великими
религиями, но именно планетарный аспект больше всего развит, по нашему
мнению, в трех из них: даосизме, дзэн-буддизме и христианстве. Даосизм имеет
две разновидности: даосизм религиозный и даосизм философский, и обе они
сводятся к поиску серединного пути развития природы и человека. Здесь в
неявном виде поставлен вопрос о естественной системе координат, о корреляции
между всеми природными процессами: онтологическими, гносеологическими,
аксиологическими и т.п. Дзэн-буддизм восходит к идее полноты и целостности
природы и человека благодаря медитации (сосредоточенному размышлению).
Христианство довело до логического совершенства тройственный взгляд на
природу и развило гибкую и всеохватную идею личностного бога.
Планетарное мышление формируется отдельными людьми индивидуально, на
основе того, что в китайских священных книгах называется пустотой. Каждый
мудрец одинок, но это особое одиночество, идущее не от недостатка, а от
полноты духовности. Конфуций писал: «Совершенный человек одинок, но всеобщ».
То есть он заботится не о личных или групповых, а о всеобщих интересах.
В буддизме подобное состояние называется просветленным одиночеством.
Эти концепции позволяют осознать равновесность взаимоотношений человека и
общества.
т.е. человек должен проявлять заботу об обществе, а
общество должно проявлять заботу о каждом человеке, не на словах, а на
ежедневных и ежеминутных делах. Только в этом случае каждый конкретный
человек и общество будут едины.
Что касается современного этапа развития человечества, то можно
отметить, что парадигма «борьбы» к концу XX столетия себя, по-видимому,
исчерпала, и это также способствует созданию условий для вовлечения людей в
поиски планетарного мышления. Человек должен взаимодействовать не только со
средой, которая его непосредственно окружает, но и с фундаментальными
природными равновесиями различных типов. Когда человек взаимодействует с
окружающей средой неравновесно, он только берет от нее энергию для
удовлетворения своих потребностей. С фундаментальными же равновесиями
взаимодействуют люди, которые могут настраиваться на соответствующие
равновесные состояния.
8.6 .5.
ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ. НООСФЕРА.
жизнь и смерть
Под ноосферой,
как это было отмечено выше, понимается сфера разума,
однако это понятие разработано еще
совершенно недостаточно. Точка зрения, согласно
которой ноосфера представляет собой одно из природных равновесных
состояний, являющихся естественным продолжением равновесных
состояний целостной биосферы, позволяет
рассматривать это понятие в тесном взаимодействии как с естественными
науками, так и с духовностью.
В концепцию строительства ноосферы на основе духовного каркаса прекрасно
вписываются философские идеи, связанные с бессмертием человеческой души.
Представление о ноосфере
тесно связано с представлением о бессмертии человеческой души. Эта проблема
волнует человечество тысячи лет и еще далека от своего разрешения. Человек
пытался исследовать этот вопрос различными способами, в том числе и проводя
эксперименты на самом себе. В мистериях древности были отлажены приемы, с
помощью которых человек мог привести себя в равновесное состояние с
окружающей средой, практически не потребляя при этом энергии (состояние,
близкое к смерти), а потом квазистатически возвратиться в свое обычное
состояние.
Современная медицина также исследует ощущения людей, переживших
клиническую смерть (например, этой проблеме посвящены скрупулезные
исследования американского ученого Р. Моуди).
Данной проблемой
интересовались и многие философы. Например, М. Хайдеггер считал, что «смерть
в самом широком смысле есть феномен жизни» (смерть принадлежит жизни). В
христианской теологии В. Дильтей и Г. Зиммель включали смерть в
определение жизни. По мнению Дильтея, задача философии - понять жизнь,
исходя из нее самой. Основной идеей Зиммеля было то, что смерть не приходит
извне, жизнь несет ее в себе. К. Ясперс рассматривал смерть как «пограничную
ситуацию» человеческой жизни.
Если взглянуть на проблему
смерти, исходя из развиваемых нами представлений, то можно сказать, что в
ней отразилось неосознанное искаженное стремление человека к ноосфере.
Главным предназначением
человека в процессе глобальной самоорганизации природы является,
по-видимому, строительство ноосферы. Устойчивое возведение ноосферы возможно
только тогда, когда сначала возводится ее духовный каркас, а затем все
остальное, однако у человека всегда была неосознанная тоска по ноосфере,
принимавшая форму стремления к смерти.
Проблему
взаимоотношений Жизни и Смерти можно рассмотреть на примере следующего
тождества
Рассмотрим вначале эволюцию "Живого" из "Не-живого".
В
правой части цепного, многоуровнего тождества отражает эволюцию "живого",
порожденного "не-живым".
Разворачивая правую часть тождества, можно увидеть, что с увеличением уровня
иерархии масштаб эволюции, в общем случае, возрастает.
Эволюция "живого" порождает собственное многомерное тождество, отражающего
эволюцию "не-живого".
Данное тождество отражает процесс бесконечной дифференциации живого. Здесь,
по мере увеличения уровня иерархии каждая эволюционная компонента все
более и более "вырождается" ("мельчает").
Из этих тождеств непосредственно видно, что "Первопричина" эволюции
(Замысел) лежит за "границей правой части тождества". Если "наблюдатель"
находится в правой части тождества, то он никогда не сможет выйти "за
пределы осознанного мира", ибо "Творец" (Первопричина) полностью растворена
в правой части тождества.
Тогда, в общем случае, мы можем получить следующее двойственного отношение
Из этого тождетсва можно осознать, что человек
действительно способен сохранить свою душу «бессмертной», если при жизни он
сформирует в себе равновесную ячейку, в которой отношения
между "жизнью" и "смертью" являются равновесными. Нетрудно увидеть, что в
этом тождестве в первой позиции правой части располагается "Первопричина"
(живое или неживое).
При таком объяснении все вышеизложенное
замыкается в единую ноосферную концепцию, основанную
на духовном фундаменте (Путь духовного восхождения к Первопричине), Путь к
себе, к бессмертию человеческой души.
Духовная оболочка нашей планеты следует понимать
как главное равновесное звено ноосферы
(и ноосферной цивилизации).
Современное человечество представляет собой систему,
основанную не на равновесии, а на все расширяющейся эксплуатации воды,
биогенов, энергии, почвы и других органических ресурсов.
Так,
мировая экономика нацелена на производство максимальной прибыли
разрушающей духовность общества, ибо такая экономика нацелена на
производство денег (символов ценностей). Поэтому
весь
путь развития ноосферы - это путь непрерывной борьбы духовности со злом,
причем духовность часто выглядит в этой борьбе слабее зла, потому что
пытается перейти в состояние фундаментального равновесия, минуя естественный
порядок относительных равновесий.
Каждый
человек обладает запасом энергии, достаточным для того, чтобы создать ячейку
для ноосферы (ячейку духовности). Но человечеством освоены и самые
изощренные способы борьбы с духовностью. Ориентированная на духовное
фундаментальное равновесие, часть человечества находится в состоянии
становления, поэтому есть опасность, что ноосфера может погибнуть. Поскольку
строительство ноосферы происходит в нашу эпоху, то ответственность нашего
поколения, его пафос, заключается в том, чтобы защитить ноосферу в этом
процессе.
Может быть поэтому сегодня многие люди, не найдя себя в обществе,
подсознательно ощущая себя в нем чужими, как и во все века раньше,
уходят в "глушь" и строят собственные "ноосферные" поселения... Но рано или
поздно, цивилизация найдет их снова и разрушит.
Не надо уходить от самих себя. Надо идти к себе, формируя вокруг себя оазис
нового мышления, в основе которого лежат законы сохранения симметрии.
Первый этап.
Он важный самый. Необходимо научиться осознавать
инвариантность законов сохранения симметрии и использовать их в свое
повседневной деятельности.
Второй
этап. Нести знания законов ноосферного мышления
людям и формировать первичные самодостаточные "ноосферные ячейки".
Третий этап. Главная задача - формирование
ноосферного мышления на муниципальном уровне. Через депутатов, осознавших
новый тип мышления, начать реализацию принципов самоорганизации
(самодостаточность, саморегуляция, самовоспроизведение, саморазвитие,..)
муниципальных образований.
Дальнейший процесс формирования
самодостаточных муниципальных образований, протекающий
по объективным законам природы, неизбежно приведет к
самодостаточности регионов, республик РФ, и страны в целом, которая станет
самодостаточным государством не только во внутригосударственных
взаимоотношениях, но и в межгосударственных отношениях.
Гармония самодостаточности будет формировать Единое и гармонически
духовно развитое целостное общество. Другого пути спасения современной
цивилизации нет.
Планетарное
мышление может строиться только на духовной основе, в
соответствии с принципами самоорганизации, в основе которых лежат
инвариантные свойства законов сохранения симметрии. На основе
каких-либо других принципов оно невозможно.
|