3. ПРИРОДНЫЕ
ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Принципы самоорганизации рассматриваются на многих страницах сайта и на
протяжении длительного времени в сущность этих принципов не вносилось
существенных изменений.
Но все течет, все изменяется. И на данной странице эти
принципы переработаны и даны в новой, более целостной,
трактовке.
Новая интерпретация принципов самоорганизации не отменяет принципов,
обоснованных ранее. Она позволяет осознать их на гораздо более
фундаментальной основе.
Термины самоорганизация, самоуправление, самоадаптация и т. д. не
являются чем-то новым. Эти обыденные понятия сегодня все чаще и настойчивее
появляются в самых разных научных приложениях.
Существует самостоятельная наука о самоорганизации (синергетика,
от греч.
synergetike
-
содружество, коллективное поведение), которая изучает процессы
самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок.
Самоорганизация, по определению автора науки, немецкого физика Германа Хакена,
- "спонтанное
образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса,
спонтанный переход от неупорядоченного состояния к
упорядоченному за счет совместного, кооперативного (синхронного) действия
многих подсистем".
Новая наука милогия, в отличие от синергетики, не
ищет принципы самоорганизации. Эти принципы, которые синергетика пытается
искать путем совместных междисциплинарных усилий, являются основными
принципами новой науки - милогии.
При этом милогия не только определяет принципы,
в соответствии с которыми происходят процессы
самоорганизации (целостность,
самодостаточность, саморегуляция,
самосохранение, самовоспроизведение,
саморазвитие, самовозрождение, самонормировка) но и
определяет суть тех процессов, которые в настоящее время называют
хаосом.
В милогии
самоорганизация не является вероятностной и потому не имеет ничего
общего со спонтанной самоорганизацией, на основе "больших чисел". И потому
не имеет ничего общего с синергетическими попытками междисциплинарного
синтеза на основе спонтанной самоорганизации.
Количество
перерастает в качество. Из Псевдохаоса рождается Порядок. Но рождается не спонтанным, а эволюционным путем.
Порядок рождается из Замысла Порядка, а не из вероятностного,
спонтанного Хаоса. В этом
принципиальное отличие синергетики от милогии.
Принципы самоорганизации определяют суть процессов, происходящих в
хаосе. Суть, которая несет в себе иные,
неизвестные доселе людям, целостные
смыслы.
1.
ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.
САМОНОРМИРОВКА
Принцип
Осамонормировки не является в науке
новым. Он широко используется в самых разных научных приложениях
и по своей сути характеризует принцип
относительности. Так, в
физике, в квантовой теории поля, широко используются понятия "процедур
самосогласованных перенормировок" (ренормализационные группы). В математике
преобразования, обладающие подобными свойствами называются группой. В
математике этот принцип в той или иной мере используется всегда, когда
возникает проблема "порочного круга", когда "последний замыкается на первый",
когда возникают неопределености типа 1/0, или 1/∞.
Принцип
самонормировки позволяет осознать, что в мироздании самое большое число -это
Единица. Все остальные числа, характеризуя внутреннюю структуру Единицы,
выражаются в относительных долях от Единицы. Его Величество БИТ- самое большое
число, которое может вмещать в себя всю Вселенную (Информация).
Бит несет в себе принцип построения сверхпамяти (Генная
память).
Об универсальности Единицы очень убедительно пишет и Ю.Г. Бондаренко в своей
книге "Всеобщие законы мироздания". Самонормировка приводит к рождению
относительных величин (параметров, констант и т.д.), т.е. все параметры и
константы будут выполнять свои функции только в рамках собственного
(относительного)
пространства. Принцип относительности -это самое фундаментальное следствие
принципа самонормировки, принципа целостности. Этот принцип породил теорию относительности
А.Эйнштейна.
Сущность абсолютной и относительной самонормировки самым естественным образом вытекает из законов
сохранения симметрии (законов сохранения взаимодополнительности).
В результате
самонормировки "весы" складываются в новое двойственное отношение!
Природные операционные механизмы, используя принцип самонормировки для характеристик абсолютной и относительной целостности
систем любой природы, позволяют определять и "высоту
ниши", в пределах которой та или иная система существует в рамках
данного качества.
"Высота
ниши"=Целостность-Самодостаточность= 1/3.
Как только в системе возникло "возмущение", которое которое превышает
допустимые для нее пределы, система начинает фазовый переход в иное
состояние.
Введем следующие
обозначения
1-абсолютная
целостность;
u-самодостаточность;
d-
верхняя граница потенциальной ямы системы
s-нижняя
граница потенциальной ямы;
и
определим из них следующие системные наборы, по аналогии в кварками и
антикварками в физике микромира.
Тогда условие самонормировки можно записать в следующем виде
Взаимодополнительность между данными системными кварками тождества можно
пояснить следующим рисунком
рис. 1
Данный рисунок связывает воедино принципы и последовательность
формирования цветов радуги, триграмм Книги Перемен, и последовательность
порождения из физических кварков мезонного (дуадного) семейства
элементарных частиц.
Взаимодополнительность здесь реализуются по принципу "одноименные заряды
расталкиваются, разноименные приталкиваются". Эта схема отражает
двойственность инверсных взаимоотношений.
Каждый раз, когда возникает подобное двойственное отношение, производится
его самонормировка. Отношение получает статус абсолютно целостного
(единичного) и материализуется в "явленном мире".
В соответствии с принципом дополнительности существует и иной способ
самонормировки:
"одноименные заряды приталкивются, а разноименные расталкиваются"
Здесь взаимодополнительность отражает более высокий уровень сложности и
характеризуется триединством. Э Сущность этих тождеств можно осознать
из следующих рисунков.
рис. 2
Принцип дуадной самонормировки харктеризует весы, имеющие только одну
перекладину.
Принцип триадной самонормировки характеризуется триединством. И эти принципы
самонормировки отчетливо видны из рис. 2.
2.
ПРИНЦИПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
2.1.
ПЕРВАЯ ФАЗА ЭВОЛЮЦИИ ЦЕЛОГО.
2.1.0. ЦЕЛОЕ
Подход к
понятию Целого, как к системе, обладающей внутренней
двойственностью, выводит это понятие из категории чисто
философской, в категорию естественно-научную.
Эта категория отражает Замысел Творения любой системы в единстве
Единый Замысел системы, материализуясь, порождает тождество, смысл
которого достаточно наглядно и полно отражается в Книге Перемен
рис. 3
Великий Предел ТАЙ ЦЗИ отражает в себе свойства системы с
внутренней двойственностью. Поэтому внутренняя сущность Великого предела
является "не явленной".
Абсолютное Целое. Эта категория
целостности во всех целостных системах имеет значение "1" (Единица). Эта
категория используется по отношению к системам,
непосредственно вложенных
в данную. Поэтому, может быть, многие читатели, путешествующие по страницам
моего сайта, теперь осознают, почему у Природы нет числа больше Единицы.
Относительное Целое.
Абсолютное Целое по отношению к внешней системе, в состав которой она
непосредстенно входит, она будет характеризоваться как Относительное Целое.
2.1.1. ЦЕЛОСТНОСТЬ
Всякий раз, когда Целое-Абсолют материализуется в мире "явленном", Целое
начинает характеризоваться уже как система с внешней двойственностью.
В этом случае Целое можно представить в виде двух взаимодополнительных
величин, отражающих "янский" и "иньский" аспекты Целого и отражающих их
единство, которое можно записать в форме следующего тождества.
Пока в системе существует
двойственность (внешняя, либо внутренняя), существует и сама система как
Целое, в рамках заданного типа двойственности. Нет целостности - нет системы. При разрушении система
распадается на отдельные подсистемы, которые, обретая «независимость», могут
снова стать целостными системами. Но могут и не стать. В этом случае они
будут зависимыми ("марионетками") от других систем или подсистем, являясь их
неразрывной частью.
Это тождество отражает взаимодополнительность категории "целостность". Любая
система существует лишь в пределах данного тождества. Эти пределы
характеризуют предельные размеры "ниши", в пределах которой существует та
или иная система. Так, например, в микромире у всех частиц существует
собственная "ниша", которуюфизики называют "потенциальной ямой".
С
точки зрения природных операционных механизмов эти пределы имеют
количественные оценки.
Абсолютная целостность. Эта категория
целостности во всех целостных системах имеет значение "1" (Единица). Эта
категория используется по отношению к системам,
непосредственно вложенных
в данную. Поэтому, может быть, многие читатели, путешествующие по страницам
моего сайта, теперь осознают, почему у Природы нет числа больше Единицы.
Далее абсолютную целостность будем называть просто
целостность.
Подход к
понятию целостности, как к системе, обладающей внешней или внутренней
двойственностью, выводит само понятие целостности из категории чисто
философской, в категорию естественно-научную. Пока в системе существует
двойственность, существует и сама система как целое, в рамках заданной
двойственности. Нет целостности - нет системы. При разрушении система
распадается на отдельные подсистемы, которые, обретая «независимость», могут
снова стать целостными системами. Но могут и не стать. В этом случае они
будут зависимыми ("марионетками") от других систем или подсистем, являясь их
частью.
Принцип дополнительности требует, чтобы выполнялось тождество
Эта тождество отражает взаимодополнительность категории "целостность". Любая
система существует лишь в пределах данного тождества. Эти пределы
характеризуют предельные размеры "ниши", в пределах которой существует та
или иная система. Так, например, в микромире у всех частиц существует
собственная "ниша", которую физики называют "потенциальной ямой".
С
точки зрения природных операционных механизмов эти пределы имеют
количественные оценки.
2.1.2.
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ
Относительная целостность.
Наряду с
абсолютной целостностью, природные операционные механизмы порождают и
относительную целостность. Эта категория применяется по отношению к системе,
в которую она непосредственно
вложена. При этом данная категория характеризует нижнюю границу целостности,
в долях от Единицы и имеет численное значение не менее 2/3. Эта оценка
совпадает с понятием "самодостаточность".
Из пропорции 2/3:1/3
следует, что любая
система будет самодостаточной, если из всей совокупности целевых функций
системы 2/3 из них система реализует полностью самостоятельно. Нетрудно
осознать, что оценка 2/3 несет в себе отпечаток "золотой пропорции" (0,
618...), в соответствии с которой строится гармония мироздания.
Так в социальных системах, при принятии ответственных решений используется
квалифицированное большинство голосов - 2/3. Эта же пропорция характеризует в
целом и независимость любого государства от влияния иных культур, иностранных
капиталов, материальных и духовных ценностей.
Тенденции развития человечества свидетельствуют о том, что современные страны
и государства переплетены между собой сложнейшей системой экономических,
политических, социальных и множества других взаимосвязей. Поэтому они
взаимозависимы друг от друга. Поэтому они не могут быть полностью независимы
друг от друга. Они могут быть только самодостаточными.
Эта же пропорция
характеризует и деятельность центральной нервной системы, в которой 1/3
приходится на условные рефлексы и 2/3 - на безусловные рефлексы. Cознание
человека, характеризующего его самодостаточность, на 2/3 определяется его
подсознанием.
Физики могут вспомнить, что в кварках также отражается
"зарядовая" самодостаточность (кварковая триада "u=+2/3,
d= -1/3, s= -1/3).
Для
самодостаточности экономических систем необходимо, чтобы потребность в
ресурсах на 2/3 реализовывалась за счет внутренних ресурсов
(самофинансирование, самоокупаемость,...). Подобные примеры самодостаточности
систем можно продолжать до бесконечности.
Теперь предыдущее тождество можно переписать в следующем виде
Из
этого тождества можно оценить и "высоту"
потенциальной ямы для любой системы, естественно в относительных единицах.
Целостность и самодостаточность определяют пределы верхней и
нижней границы любой системы. Пока система существует в заданных
границах, она является системой, как таковой.
Самодостаточные системы обладают свойствами независимости исполнения своих
внутренних функций от внешних воздействий, за исключением одной или нескольких
«избранных» системой для этой цели ее оболочек, являющихся ответственными за
такое взаимодействие. Если граница целостности будет меньше требуемой для
самодостаточности, то система не будет целостной и будет практически
представлять собой только часть некоторой самостоятельной подсистемы
(системы).
Целостность и самодостаточность тесно взаимосвязаны между собой
отношениями взаимодополнительности и могут разворачиваться в следующее
тождество
Если
это тождество записать в следующей форме
Из приведенного тождества следует,
что каждое из 4-х значений в этом тождестве является
триединым.
Эти тождества несут в себе сокровенный смысл понятия "самодостаточность",
смысл которого сегодня многие люди "заболтали", используя его по
поводу и без повода.
Целостность и самодостаточность характеризую свойства главного звена любой
системы, независимо от ее природы.
Известно, что численное значение "золотого
сечения" равно "0.618" (значение, близкое к 2/3).
Известно, что данная пропорция характеризуется
всеобщностью.
Рассмотрим теперь
принцип
самодостаточности с позиций оптимального управления
Это динамическое равенство. Из определения в
самодостаточности следует, что оптимальность системы
будет достигнута тогда, когда Отношение F/F*
будет "золотым".
Следовательно,
динамическое тождество, отражающее его самодостаточность
должно иметь вид
т.е.
при достижении такой пропорции динамическое равенство
трансформируется в статическое.
2.1.3. САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Двойственность иерархических систем является движущей силой иерархических
систем. В процессе функционирования по принципу маятника происходят
циклические преобразования системы из одного состояния в противоположное,
осуществляя таким образом принцип саморегулирования. В социальных системах,
например, такими противоположными полюсами являются формы управления
государством - демократическое и авторитарное. Однако в любом случае, при
движении системы от одного полюса к другому, сумма ее “кинетической и
потенциальной энергии” будет являться постоянной величиной. Эта константа и
составляет сущность принципа саморегулирования иерархических систем, в
основе которого лежит закономерность сохранения двойственности системы.
Эта константа и характеризует Меру, в пределах которой
осуществляет свое "дыхание" любая система живой и
неживой природы. Эта Мера имеется и у каждой
самодостаточной системы, для которой эта Мера определяет
циклы "дыхания".
Данное равенство является динамическим.
Оно накладывает ограничения на пределы
саморегулирования. Нетрудно видеть, что эти пределы
характеризуются "золотым сечением".
Из приведенных выше тождеств, характеризующих сбалансированность,
уравновешенность любой системы, непосредственно видно, что изменение
любого значения, под влиянием возмущающих факторов, немедленно приводит к
корректировке остальных трех значений тождества.
3.1.4.
САМОСОХРАНЕНИЕ
Пока существуют системные
"весы", характеризующие самодостаточность
системы, пока система способна к саморегулированию, до
тех пор существует и сама система в рамках данного качества.
Принцип самосохранения отражает
свойства двойственного отношения "самодостаточность-саморегуляция" и совместно с
целостностью системы формирует единое тождество
Эти феноменальные весы принципов самоорганизации позволяют более
глубоко осознать Величие природных операционных принципов эволюции
двойственного отношения. У законов сохранения симметрии нет "избранных"
принципов. Даже сами принципы самоорганизации формируют собственные весы, на
которых эти принципы взаимно уравновешиваются.
Целостность
любой системы определяется ее главным звеном -двойственным отношением
(дуадным или триадным). При этом двойственное отношение,
развернутое в "4-х мерные весы",
можно теперь отразить тождеством
Эти весы, по образу и подобию, пронизывают все системы и все подсистемы в
системах любой природы.
Из
тождества видно, что Целостность для 4-х мерных весов отражает триединство принципов
"самодостаточность
- саморегуляция-самосохранение",
т.е. внутренняя сущность целостности любого объекта
характеризуется количественной оценкой, равной Единице (самонормировка). Если
это отношение не равно Единице, то
целостность системы является относительной.
Целостность, самодостаточность и самонормировка -
вот та самая
фундаментальная триада природных операционных принципов, которые
используются по образу и подобию на всех уровнях организации материи, во
всех системах любой природы.
Из
приведенных выше динамических равенств, отражающих смысл
их самодостаточности и саморегуляции, следует, что
самосохранение
определяется через категории "самодостаточность"
и "саморегулирование".
Это означает, что любая самодостаточная и
саморегулируемая система существует только в границах
своей собственной Меры. Выход за границы этой Меры
приводит к трансформации самодостаточного статического
равенства в равенство динамическое. Старая система
ограничений разрушается, и старая система начинает
фазовый переход в новое качество, или разрушается.
Все приведенные выше принципы отражают в себе категорию
"подсознательное"
и характеризую первую фазу эволюции двойственного
отношения, развернутого в 4-х мерные весы.
2.2.
ВТОРАЯ ФАЗА ЭВОЛЮЦИИ ЦЕЛОГО
Во второй фазе
эволюции двойственного отношения происходят те же самые
процессы, что и выше. Однако их семантический смысл
будет несколько иной. Они будут иметь противоположный
"заряд" и "спин"
На второй фазе эволюции Целого формируются
4-х мерные весы
Эти весы, вместе с весами, сформированными в Первой фазе, формируют новое
двойственное отношение, отражающее сущность Целого.
Главная особенность этой фазы заключается в том, что здесь каждый принцип
включает в себя и взаимодополнительные принципы, сформированные на
Первой фазе эволюции Целого. Поэтому они и нумеруются соответствующим
образом.
2.2.5.САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Структурная ограниченность играет важную роль в саморазвитии
иерархических систем, как бы вынуждая иерархическую систему осуществлять
переход к новому уровню иерархии и начинать строить новую систему на новой
“элементной” базе. Поэтому можно сказать, что иерархические системы обладают
«генетическими» способностями к самовоспроизведению. Этот принцип лежат в
основе эволюционного развития сложных систем, включая и сложные
интегрированные системы.
Особенно важную роль этот принцип играет в процессах эволюции биологических и
социальных систем. Каким образом молекулы, взаимодействуя в соответствии
с простыми механистическими законами, смогли объединиться и сформировать
непостижимо сложные структуры клетки? Каким образом из клеток рождаются высшие
организмы? Ответ может быть один - в природе существуют естественные механизмы
самовоспроизведения.
Ученые, говоря об
эволюции живой и не живой природы, в основу эволюции ставят принцип
естественного отбора, при котором в популяции сходных организмов самые
приспособленные к условиям окружающей среды получают преимущества перед
другими. Но отбор не может начаться до того, как возникнет
самовоспроизводящаяся система, поскольку без воспроизведения природе не из
чего будет выбирать.
У природы имеется простейшая
самовоспроизводящаяся система, основанная на закономерности о двойственности
(деление пополам) и обладающая высокой селективной избирательностью, за счет
чего система может осуществлять “естественный отбор”, основанный на “рыночных”
отношениях мультидвойственности.
Принцип самовопроизведения
непосредственно вытекает из тождества
Двойственное отношение обладает способностью воспроизводить себя "любимого",
по образу и подобию, используя весы законов сохранения симметрии (
взаимодополнительности) двойственного отношения.
Принцип
самовоспроизведения
работает на уровне "подсознательного": "БЫТИЕ
определяет сознание". Поэтому этот принцип несет в себе "кармический" смысл,
инерцию "бессознательного". Но даже и это понятие - "бессознательное" у Природы
и у человека совершенно различны. Природа на бессознательном уровне стремится
жить в гармонии с Единым законом, демонстрируя более высокий уровень своего
подсознания, чем человек, который считает себя "царем природы" и грубо
нарушая естественные законы взаимодействия с природой, губит ее
непосредственно и опосредственно, способствуя собственному самоуничтожению.
2.2.6. САМООПТИМИЗАЦИЯ
Принцип самооптимизации начинает
отражает тип жизнедеятельности -
"бессознательное".
Это "Шестая Сила" формирует вторую
взаимодополнительную к первой триаду, смысл которой отражен в "Звезде
Давида", т.е. она способна использовать принципы самооптимизации но только
на заданном уровне эволюции Целого, ибо у "Звезды Давида" отсутствует
"жизненный стержень", связывающей ее с Замыслом Творения (Целым). Она
вращается и самооптимизируется относительно того "стержня", на который ее
"насадят".
Эта перекладина способна настраивать любую систему на оптимальный режим
управления и функционирования, в соответствии с принципами оптимальности
(см.
ниже:
"5.Принципы
оптимального управления.").
Маленькое рассогласование, возникшее на этой
перекладине, способно трансформировать могучую систему в иное "измерение",
используя "Резонансный
принцип управления".
Этот принцип порождает точку бифуркации (см. синергетику), в которой малые
спонтанные возмущения способны скачкообразно изменить "Судьбу" системы любой
природы
Вот только целевая функция этого принципа на данном уровне
характеризуется как "бессознательное". Она способна управлять фазовым переходом системы любой
природы в новое состояние.
2.2.7. САМОРАЗВИТИЕ
Принципы самоорганизации материи содержат еще один важнейший принцип -
принцип саморазвития, определяющий все многообразие окружающей нас
действительности. Без этого принципа мир содержал бы множество не отличимых
друг от друга объектов (систем) -клонов, в которых каждая последующая оболочка
строится по одним и тем же правилам, общим для всех живых и не живых
организмов, строго по своему образу и подобию, т. е. в соответствии с
принципом самовоспроизведения. Но, дублируя вначале полностью текущую оболочку
(самовоспроизведение), система на следующем шаге (уровне иерархии) строит
новую, уникальную оболочку, которую система не имела ранее (саморазвитие).
Принцип саморазвития начинает
отражать тип жизнедеятельности -
"Сознание определяет бытие".
У "Звезды Давида" появляется
собственный
"жизненный стержень", вокруг которого начинает духовный Путь восхождения к
Себе.
Начиная с этого момента будут происходить
процессы трансформации принципа самовоспроизведения в принцип самовозрождения,
ибо принцип самовозрождения характеризует бессмертие сознательного, бессмертие
Разума. Он является следствием активной силы сознания, преодолевающей инерцию
сил бессознательного.
Принцип саморазвития рождается в тот момент, когда рождается триада
Принцип саморазвития уже
характеризует тип жизнедеятельности "Сознание определяет Бытие".
Он характеризует самодостаточность "сознательного".
т.е. формируется новая триада
"триединого сознания":
"подсознательное - бессознательное - сознательное". Двойственная перекладина
креста "самооптимизация-саморазвитие"
инициируют
фазовый переход
(саморазвитие)
системы в состояние "Сверх-Я" (Триединое сознание), который
сопровождается самонормировкой системы в "подсознательное" высшего уровня
иерархии.
На многих страницах сайта данный принцип называется
принципом
самовозрождения.
Это связано с тем, что в точке бифуркации можно, используя малые
управляющие воздействия, реализовать возможность изменить стрелу оптимальности
эволюции всей системы на противоположную. Этот принцип особенно актуален
сегодня, ибо вся современная цивилизация находится сегодня в точке
бифуркации. В этой точке окончательно решается Судьба всей цивилизации.
Старое мышление способствует усилению процессов саморазрушения. Новое
мышление способствует процессам самовозрождения В точке бифуркации,
используя малые управляющие воздействия, можно изменить процесс
саморазрушение на самовозрождение (самовоспроизведение, саморазвитие,
самооптимизация).
2.2.8.
ЦЕЛОСТНОСТЬ*. САМОПОЗНАНИЕ
Всегда, когда система выходит за допустимые пределы, то возникает импульс,
инициирующий ее фазовый переход в новое состояние, сопровождающийся
очередной самонормировкой. Смысл этой завершающей "Перемены" отражает
отражает библейскую сущность "И Последний становится Первым", но
уже в другой вышестоящей (или
нижестоящей) системе. Поэтому эволюция "Единичной"системы более высокого порядка может
осуществляться (и осуществляется) по таким же правилам, как и во всех предшествующих системах, по
образу и подобию.
В результате завершения второй фазы, как это было указано вначале, формируется
Единое Целое.
Категория Целого
помогают глубже осознать смысл
процесса самопознания.
Если в этом тождестве вторая перекладина креста "самовозрождение-саморазрушение"
будет единичной, то система будет характеризоваться устойчивостью. Если в
"единичной" перекладине "самовозрождение-саморазрушение" будет нарушен баланс, то любое малое спонтанное
возмущение в ней, может вызвать самые серьезные последствия в "проявленной перекладине".
Разбалансированность взаимоотношений в этой перекладине приводит к
возникновению точки бифуркации (раздвоенность). Если дисбаланс трактуется в
пользу "саморазрушения", то система любой природы, находящаяся в конце
своего эволюционного цикла (точка бифуркации) "спонтанно"
саморазрушается.
Если этот дисбаланс свидетельствует в пользу "самовозрождения", то он
порождает мощный импульс, который может кардинально изменить дальнейший путь
эволюции систем любой природы, включая и социальные.
Принципы
абсолютной и относительной целостности, формирующих Единое Целое, отражают закономерность преемственности развития материи уже не
только на
внутрисистемном, но и на межсистемном уровне. Появляется принципиальная
возможность сравнивать между собой системы самой разной природы. Природа,
используя механизмы самонормировки, порождает самый фантастический феномен -
информацию. Информация, характеризуя реальные свойства об окружающем мире,
об отражаемых в ней реальных объектах, чаще всего оказывается «зазеркальной»
величиной (Информация).
Информация, отражая в себе свойства Объекта, не является Объектом. Она
отражает законы взаимодействия между Объектом и Субъектом, законы ее
самоорганизации, включая принцип самонормировки.
В
устойчивых системах смонормировка приводит к тому, что целостность системы
всегда находится в пределах "1÷2/3".
При меньших значениях система теряет свою самодостаточность и становится
"марионеткой" других систем.
С
точки зрения внешнего наблюдателя целостность и самодостаточность системы
приводит к тому, что внутренняя структура и функции системы являются для
внешнего наблюдателя не "прозрачными".
Целое позволяет осознать природные механизмы самопознания.
Любая система проявляется из Замысла,
который материализуется природными операционными механизмами
самоорганизации, отражающих
в себе природные принципы
самопознания.
рис.
4
Смысл этого
рисунка очевиден. На первом этапе идет Познание Природы самой себя, а
далее - эволюционный процесс самовозрождения, но уже на
качественно ином уровне.
Принцип самопознания отражает уже высший тип мышления Сверх-Я.
Самонормировка приводит к тому, что Сверхсознание текущего уровня иерархии
становится "подсознательным" на следующем, более высоком уровне иерархии
эволюции Целого.
Принципы самоорганизации не являются измышлением автора. Лучшим
свидетельством этого является то, что они сами конструируются по образу и
подобию, в закон Куба.
рис. 5
9. Целое (Замысел)
1. Целостность
8.Целостность*;
2.
Самодостаточность;
7. Саморазвитие;
3. Саморегуляция;
6. Самооптимизация;
4.Самосохранение;
5.Самовоспроизведение
Анализ принципов самоорганизации свидетельствует об их
упорядоченности и взаимодополнительности.
Принципы самоорганизации разворачиваются из Замысла самоорганизации (вершина
9). И этот Замысел "вращаясь" вокруг вершин 1 и 8, материализует
Замысел системы любой природы.
Каждого человека, если он
еще человек,
связывает с его Первозамыслом его Сверх-Я "тонкая серебряная нить". И
пока эта нить существует, пусть даже на рудиментарном уровне, из этого
Замысла может развернуться Первопричина, которая живет во внутреннем мире
человека. Синергетика в этом случае говорит, что малые спонтанные
флуктуации, могут привести систему, находящуюся в точке бифуркации в
качественно новое состояние. Взаимосвязь "малых" и "больших" флуктуаций
можно пояснить на примере сбалансированности электронных и протонных
оболочек атомов химических элементов.
Маленький
электрон, имея "бесконечно большую", по сравнению с протоном массу,
может управлять состоянием протона.
При этом малые "управляющие возмущения"
вначале проявляются во взаимодополнительной "единичной" перекладины весов,
порождая по закону рычага Силу, трансформируют систему в качественно новое
состояние.
3.
МЕРА ЭНТРОПИИ
Приведенные выше принципы самоорганизации вытекают из
свойств природных операционных механизмов Единого закона
эволюции двойственного отношения. Эти принципы являются
важнейшей составной частью принципов оптимизации,
рассмотренных выше. Они являются важнейшей составной
частью, характеризующих механизмы эволюции Мироздания в
целом.
Из физики известно, что повышение энтропии характеризует
эволюцию от Порядка к Хаосу.
Тогда мы можем записать
Закон сохранения двойственного отношения гласит:
"что од одного тела убудет, то
присовокупится к другому".
Поэтому закон
сохранения двойственного отношения "Хаос"-"Порядок"
позволяет осознать, что данное "уравнение", а иначе его
назвать и нельзя, отражает процесс фазового
перехода от Порядка и Хаосу. Это процесс
характеризуется инвариантными преобразованиями
между "Хаосом " и "Порядком". Эти преобразования
совершенно аналогичны процессу конвертации валют.
Отношение (Мера- Хаоса)/(Мера-Порядка) отражает курс
конвертации "Хаоса" в "Порядок", а обратное отношение-
(Мера- Порядка/(Мера-Хаоса) отражает обратный процесс.
Следовательно, мы можем записать теперь и обратное
"уравнение"
Однако, эти уравнения
характеризуются тем, что при изменении любого базисного
значения изменяются и три остальных, т.е.
трансформируется и "перекладина Меры". Поэтому в
общем виде мы можем записать два взаимодополнительных
уравнения, формирующих новые рычажные весы высшего
измерения
Данное тождество
характеризует принципы оптимального управления
двойственного отношение "Порядок"-"Хаос". Из этого
уравнения можно осознать, что Мера также является
многомерной, поэтому на каждом уровне иерархии она
характеризуется определенными ограничениями и как только
эта Мера выходит за пределы ограничения, то она
трансформируется в противоположную и эволюционный поток
начинает Путь в обратную сторону.
Из этих уравнений
невооруженным взглядом видны законы самоорганизации,
которые в комплексе отражают не только Путь от
"Порядка к "Хаосу" (повышение энтропии), но
обратный путь -Путь от Беспорядка к Порядку.
По сути в этих
уравнениях содержится вся синергетика, которая
провозгласила себя наукой о самоорганизации, но так до
сих пор и не принципы самоорганизации. Данное
уравнение отражает в себе не только принципы
самоорганизации. Оно отражает процессы фазовых
взаимопревращений "Порядок"
<-->"Хаос",
а также граничные условия для их
инвариантных преобразований.
РЕЗЮМЕ
1.
Всеобщность законов сохранения симметрии порождает все законы сохранения.
2.
Существует всего два типа противоположностей, обладающих либо зеркальной
симметрией, либо зарядовой. Все остальные противоположности являются
комбинацией этих двух противоположностей.
3.
Многоуровневые
весы
законов сохранения характеризуются всеобщностью и потому могут
использоваться для описаний законов, явлений, свойств объектов и субъектов,
независимо от их природы.
|