7.3.2.1.О гармонии

 

Главная Вверх 
          "Каждая цивилизация в определенном возрасте имеет возможность возвысить, или разрушить себя. Если делается выбор в пользу возвышения, то возникает импульс, позволяющий появиться учениям об утерянных законах сущего".   (Высший разум, ченнелинг).   
                                                                            М.И. Беляев, 2015г,©
      
 ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. О КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
             Изложенные выше основы теории эволюции социальных систем и Периодические законы эволюции сознания человека и общества  представляют уникальную возможность для  проведения экономических и социальных реформ, ориентированных на  устойчивое и всестороннее развитие общества. При этом главные направления реформ будут определяться из соответствующих социальных гексад, отражающих Периодические законы  эволюции  соответствующих общественных ценностей, социальных и экономических систем и подсистем. Анализ  этих  социальных гексад позволит определить текущее состояние их эволюции и наметить конкретные мероприятия для перехода в требуемое  состояние, или для стабилизации достигнутого уровня эволюции того или иного двойственного отношения в обществе. Ниже впервые обосновывается научный  подход к анализу и синтезу социальных отношений, существующих в социальных системах. Выше, при изложении основ теории эволюции социальных систем, были намечены определенные пути решения социальных проблем, что  социальная гексада может отражать не только качественные, но и количественные стороны эволюции конкретных социальных отношений. Так, в [2] был детально описан периодический закон  эволюции финансово-хозяйственной деятельности предприятий, который может с успехом использован и в масштабах государства. 
       Выше, при анализе социальных систем были обоснованы принципы их самоорганизации, которые применительно к устойчивому развитию общества  могут приобретать разные смысловые оттенки, не изменяющие их изначальный смысл и лежащие в основе безопасного и устойчивого развития общества. Концепция устойчивого развития и ее компоненты имеет многоуровневую структуру. 
        Рассмотрим это на примере концепции безопасности,  являющейся одной из составных частей концепции безопасного и устойчивого  развития общества.
        Здесь можно отметить  несколько ключевых стратегических проблем безопасности:
        1. Социальная безопасность. Недооценка этого вида безопасности может привести не только к социальным взрывам и катастрофам, но и к  эволюции общества назад -к сознанию животного, к сознанию толпы. Тенденциям  «криминализации» всех сфер социальной жизни общества должен быть поставлен заслон. Поэтому в концепции безопасного  развития общества эта проблема должна стоять на первом месте. Предназначение других ключевых проблем безопасности -обеспечить эволюционное, безопасное и устойчивое развитие общества от сознания толпы к общественному самосознанию. Концепция социальной безопасности должна составлять  основу социальной самодостаточности общества. Цель политики социальной безопасности должна заключаться в том, чтобы обеспечить переход общества в новую фазу, переход от сознания толпы к общественному самосознанию -высшей форме демократии.  Каждый  этап  эволюции социального сознания  характеризуется своим набором социально-значимых общественных ценностей, которые необходимо  своевременно фиксировать   на законодательном уровне. Кроме того, исходя из Единого Периодического Закона Эволюции Материи, основные свойства и характеристики формируемых в процессе эволюции социально-общественных ценностей можно прогнозировать заранее и своевременно принимать соответствующие законодательные акты.
    2. Экономическая безопасность. Эта проблема распадается, в свою очередь, на ряд стратегических подпроблем, например, топливно-энергетическая безопасность, техногенная безопасность, финансовая и др.,
    3. Политическая безопасность. Определяет способность государства  проводить собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику.
    4. Природные катастрофы.  Недооценка рисков природных катастроф может серьезно сказаться на самодостаточности  других видов безопасности.
         Каждая ключевая проблема безопасности, в соответствии  с Единым Периодическим Законом Эволюции Материи,  характеризуется собственными  законами сохранения соответствующих двойственных отношений. Заложенные в этих отношениях собственные константы   должны учитываться при реализации второго принципа самоорганизации -принципа саморегуляции и самосохранения. Существует множество макроэкономических моделей, которые занимаются моделированием сложных социально-экономических систем и на основе множества введенных в систему параметров, выявляют средне-статистическое поведение системы в текущий момент времени. Принципиально важным моментом в результатах моделирования должно стать  определение  полученного  в результате моделирования равновесного  значения соответствующего двойственного отношения  от его требуемого значения. Тогда по результатам моделирования станет возможным  принимать оптимальные решения, направленные на трансформацию двойственных отношений в требуемую устойчивую фазу эволюции.    Очевидно, что  данные идеи будут «работать» и при реализации  принципов самовоспроизведения и саморазвития. В условиях интеграционных процессов необходимо только, чтобы  реализация этих принципов  не осуществлялась стихийно, особенно на начальных этапах реализации реформ по переходу «рыночного» общества  в фазу социального общества. И здесь возникает проблема Управления и Контроля Качества выявленных параметров социальных отношений в обществе.
        Однако такой подход к проблеме безопасности является неполным, т.к. эти проблемы характеризуют только текущее состояние Общества. А что будет завтра? Кто уверен, что завтра будет таким же как и сегодня, что  завтра проблемы  устойчивого и безопасного развития общества будут теми же?
        Нет, эти проблемы необходимо рассматривать в комплексе с проблемами перехода общества в качественно новое состояние - ноосферу.
 
  2.  ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА
 Рассматривая общество как производителя  материальных, социальных и духовных  благ , мы сразу же придем к пониманию того, что гармония отношений между каждым  членом общества и обществом можно описать в  терминах экономической теории Управления и Контроля Качеством продуктов, производимых обществом. По сути это высшая ступень интеграции Управления и Контроля Качеством, на которой закон Управления Качеством будет характеризовать "святая святых" социальных систем - устойчивое  развитие  общества при гармонических отношениях между членами общества и общества в целом.
При рассмотрении этого закона применительно к социальным системам можно, в первом приближении, считать, что  структура  потребностей  членов общества не изменилась  (подробнее). Поскольку пирамида потребностей общества тесно взаимосвязана с потребностями человека, то эта структуру потребностей и ресурсов общества можно изобразить в следующем виде 
  • 1. Подсознание общества .
  • 2. Экономические потребности.
  • 3. Безопасность общества.
  • 4. Международные отношения
  • 5. Социальные и духовные потребности
  • 6. Международное признание, уважение, авторитет.
  • 7. Потребность в международном сотрудничестве (рассудочные инстинкты)
  • 8. Самореализация (сознание) .
1. Подсознание общества . Отражает уровень развития общества, в основе которого лежат общепризнанные общественные ценности и нормы поведения и который  зафиксирован соответствующими законодательными актами и общественными традициями.
2. Экономические потребности. Определяют физиологические потребности общества.
3. Безопасность общества. На всех стадиях развития государства  возникает необходимость в создании условий безопасного развития. Возникают соответствующие концепции  безопасности и военные доктрины.
  4. Международные отношения. Развитие   экономических отношений  и удовлетворение растущих экономических потребностей неизбежно приводит к развитию  международных отношений.
  5. Социальные и духовные потребности. С развитием общественных отношений возникают, развиваются и усложняются социальные и духовные потребности общества, изменяются представления членов общества о социальных и духовных ценностях. Эти ценности становятся общественно значимыми и потому они неизбежно будут  находить отражение в концепции безопасного развития общества, которое должно стоять на страже сохранения и приумножения этих социальных и духовных благ.
6. Международное признание, уважение, авторитет. Развитые экономические, социальные и духовно-культурные отношения неизбежно приводят к международному признанию, уважению и авторитету государства, к пересмотру его концепций безопасного и устойчивого развития.
7. Потребность в международном сотрудничестве. На этом уровне возникает необходимость в тесном международном сотрудничестве, на основе все большей интеграции в единое международное сообщество.
8. Самореализация.   Этот уровень эволюции общества характеризует его самодостаточную нишу в международном сообществе. Этот уровень будет характеризоваться "золотой пропорцией", характеризующей гармонию социальных отношений. Но этот уровень реально достижим только в случае следования требованиям Единого Универсального закона Вселенной.
  Взаимосвязь и структура потребностей и ресурсов общества, также как  и в экономических системах, отображается звездным тетраэдром (рис. 1) и (или) типовой гексадой эволюции двойственного отношения (рис. 2). 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                             Рисунок 1                                                                    Рисунок 2
Здесь вершины 5,6,7,8 характеризуют тетраэдр отношений самореализации гексады Общения, а Вершины 1,2,3,4 – соответственно ординарные вершины отношений модели можно выделить четыре оси:
  • Пассивность (вершины 1 и 8).
  • Вдохновение (вершины 2-5),
  • Действие (вершины 3-6),
  • Выражение (вершины 4-7)
Эти оси  отражают 4 главных измерения в эволюции любой системы, независимо от ее природы. При этом совокупность противоположных вершин формирует два тетраэдра. Будем называть их соответственно  L- и D-тетраэдрами. Эти тетраэдры и будут составлять основу генетического кода развития общества (см. "генетический код"). Генетический код эволюции общества является исторически обусловленным и потому  отражает в себе эволюцию  экономических, социальных и духовных отношений.
3.  НОРМЫ ГАРМОНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
        Рассмотренный применительно к экономическим системам закон Всеобщего Управления и Контроля Качеством  не теряет своей актуальности и применительно к социальным системам, т.к. в их основе лежит один и тот же Универсальный закон. Если в экономических системах отношения производителя и потребителя связываются производством продуктов и услуг, то в социальной  сфере отношения возникают между членами общества и обществом. И эти отношения также могут характеризоваться определенными ценностями. При этом  ценности одних и тех же социальных отношений у челнов общества и у производителя этих ценностей (общества) могут быть различными, что неизменно приводит к возникновению  противоречий в обществе. Но если существуют общественные ценности, то можно говорить о том, что должна существовать и  их  стоимость. Тогда  каждое социальное отношение в обществе мы можем характеризовать качественно.
    Качество социального отношения  представляет собой его свойство (способность) удовлетворить социальные и духовные потребности и ожидания конкретного члена общества.
Объектом  качества , порождающим социальное отношение, может быть, например:
  •     деятельность или процесс;
  •   продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной,  или нематериальной (например, информация или понятия), или комбинацией из них;
  • организация, система или отдельное лицо;
  •   любая комбинация из них.
т.е. свойства (способность) объекта служат  источником возникновения и удовлетворения социальных и духовных  потребностей.
Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые социальные и духовные потребности.
        А если это так, то  необходимо говорить о том, что социальные отношения необходимо проектировать и закладывать уже на стадии  разработки объекта качества. Поэтому уже на уровне проектирования объекта качества необходимо закладывать показатели качества социальных отношений. И  такие показатели качества реально существуют  и их реально учитывают в любом объекте качества.  Например, параметром качества социальных отношений могут выступать требования, заложенные в трудовом законодательстве и т.д. 
        Периодический закон эволюции живой и неживой природы будет проявляться и в показателях качества социальных систем, которые также будут характеризоваться периодичностью изменения своих свойств. Поэтому,  зная целевую функции эволюции  общества, появляется реальная возможность уже заранее прогнозировать и планировать показатели качества, которыми будут обладать будущие социальные отношения. И немаловажная заслуга в этом будет принадлежать контролю качества социальных отношений.
        Контроль качества осуществляется с использованием тех же самых алгоритмов и методов, применяемых в экономических системах, путем сравнения запланированного показателя качества с действительным (или требуемым)  его значением, т.к.  если качество можно контролировать, то, следовательно, им можно и управлять. Собственно контроль качества  и состоит в том, чтобы, проверяя нужным образом подобранные выборочные данные (показатели качества), обнаружить отклонение показателей качества от запланированных их значений. В случае обнаружения такого отклонения общество  ищет причину его появления и после корректировки соответствующих законодательных актов вновь проверяет соответствие скорректированных показателей качества запланированным их значениям (стандарту или  требуемой норме). Именно по такому непрерывному циклу осуществляются управление и обеспечение требуемого качества и дальнейшее его улучшение (вершины L- или D-тетраэдра. рис. 1). Отметим. что L - тетраэдр характеризует уровень социальных и духовных отношений преимущественно  в замкнутых обществах, в то время как D-тетраэдр характеризует самодостаточный характер социальных и духовных отношений общества, интегрированного в рамках международного сообщества.
    Поэтому соответствующие вершины этих тетраэдров, характеризуя практически одноименные  отношения, находятся на противоположных по отношению друг к другу вершинах. По этой причине вершины L-тетраэдра можно  называть ординарными, а вершины D-тетраэдра -экзальтированными (или высшими). Эволюция социальных отношений может быть замкнута в каждом тетраэдре, в рамках совершенствования отношений собственной триады, лежащей в основании соответствующего тетраэдра (см. рис.1).
    Циклы  совершенствования повторяется до совпадения результата с планируемым, который может периодически изменяться в соответствии с с изменившимися требованиями к социальным и духовным запросам членов общества.  И соотвествующие вершины тетраэдров также будут отражать смысл и дух этих циклов. Так, вершина 1 характеризует Идею (План) проекта. Вершина 2 характеризует Действие (Реализацию), а  вершина 3 отвечает за координацию проекта, проверку его на соответствии заданным параметрам качества. Вершина 4 характеризует стадию исправления  проекта, т.е. мы снова получили  L-тетраэдр.
        Если данный L-тетраэдр с вершинами 1,2,3,4 отождествить с формированием количественных параметров создания системы качества, то  D- тетраэдр с вершинами 5,6,7,8 соответствует качественному развитию самой системы Управления Качеством. Это чрезвычайно важно в понимании количественных и качественных характеристик системы.  Любые две противоположные вершины в гексаде (рисунок 1) отражают соотношение между качественными и количественными параметрами этой системной триады  (Вдохновение-Действие-Выражение).  Вершины  в L-тетраэдре, характеризующие количественное развитие системы  будем называть ординарными, а вершины D-тетраэдра, характеризующие качественные параметры  – соответственно экзальтированными (или высшими).  
        Таким образом, можно сказать, что L- и  D-тетраэдры являются основой  генетического  кода, в соответствии с которым строится система социальных отношений в обществе. Этот генетический код хранит в себе всю историю эволюции социальных отношений в любом обществе.  Поэтому любой исторический анализ социальных отношений должен строиться на фундаменте анализа  эволюции генетического кода общества.
     Для обеспечения контроля и управления качеством производителю желательно иметь количественные характеристики оценки параметров качества, хотя это не всегда возможно. Но при возможности всегда нужно переводить выдвигаемые членами общества  требования в виде качественных характеристик в их количественные аналоги. В этом случае  качественные требования приобретают количественную оценку, что позволяет проводить сравнительный анализ социальных отношений, их социальной  и духовной ценности.
        В соответствии с типовой гексадой количественного и качественного развития системы, следует, видимо, все многообразие параметров системы социальных отношений сводить к L- и D- тетраэдрам. При этом система  распадется на множество вложенных друг в друга и взаимодействующих друг с другом  гексад.
И первым, самым важным параметром глобальной системы Управления Качеством может быть параметр «удовлетворенность-неудовлетворенность» членов общества тем или иным социальным отношением.
Совокупность ожидаемых членом общества  параметров качества необходимого ему социально значимого  общественного отношения, удовлетворяющие его запросам, и будет составлять ценность социального отношения, которую в дальнейшем будем обозначать через D.
        При этом   индивидуальные  требования членов общества  должны гармонично учитываться обществом, с целью прогнозирования ожиданий  социальных и духовных запросов граждан. Но классифицируя самые разноплановые требования потребителей к качеству продукта, мы должны придти к пониманию того, что все эти требования всегда можно свести к нескольким группам «родственных» требований, которые находятся между собой  в двойственных, или даже тройственных  отношениях. В последнем случае мы будем непосредственно иметь соответствующие законы сохранения таких отношений и, соответствующие  L- и (или) D-тетраэдры.  
          Поэтому  параметр «ценность» социального отношения  может считаться общим параметром, имеющим важное значение и для граждан, и для общества в целом, который будет интересовать и общество.  Вполне понятно, что взгляды общества  и граждан на вопросы "ценности" тех или иных социальных и духовных отношений могут не только различаться, но и быть антагонистическими, если эти социальные отношения будут служить только интересам меньшинства. 
В общем случае,  структура параметра  «ценность» социального отношения   может носить многоуровневый характер. Но может ли эта ценность иметь вполне конкретные количественные оценки?  
 
 4. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ
 Каждый член общества, учитывая ценность S того или иного общественного отношения,  примет  решение на подсознательном или сознательном уровне о его приемлемости с учетом того, насколько эта общественная ценность S  соответствует его внутреннему (духовному) представлению (D) об этой ценности. Точки зрения общества  и гражданина  на стоимость (S) ценного (D) продукта отличаются и зависят от: затрат общества  на воспроизведение, обеспечение и развития ,  требуемых граждан показателей качества, из которых складывается реальная общественно-значимая стоимость (S) того или иного социального отношения; затрат граждан, связанных с пользованием этими отношениями или ожиданием их полезности.
В обоих случаях под ожидаемой стоимостью продукта будем понимать ожидаемую его стоимость при реализации требуемых параметров качества, а под реальной стоимостью продукта S - стоимость продукта с реализованными параметрами качества.
Для общества ожидаемая стоимость общественной ценности будет означать:
 S = прибыль(признание, уважение, авторитет) + затраты на воспроизводство, обеспечение и развитие.
Для членов общества ожидаемая стоимость (ценность)  (D) — это степень полезности этого отношения и затраты, связанные с возможностью пользования этими социальными и духовными благами.
Люди будут признавать полезность и ценность социального отношения, производимого обществом, если они будут удовлетворены его ценностью D (возможностью и необходимостью  его приобретения,  совокупностью предлагаемых полезных параметров качества)  и общественно-значимой стоимостью S
Общество, в котором  не удовлетворяются  потребности  членов общества  либо по D, либо по S, вскоре начинает ощущать, что оно начинает терять признание, уважение и авторитет членов общества. Это способствует возникновению в обществе кризисных ситуаций.  Чем выше уровень удовлетворенности членов общества общественно-значимыми ценностями общества, тем выше возможности дальнейшего развития этих отношений. Например, это создает возможность перехода уровня социальных отношений от L-тетраэдра к D-тетраэдру.
Таким образом, удовлетворенность члена общества ( U)  зависит от ценности D этого отношения  и его общественно-значимой стоимости S и может быть представлена в виде
                                                                    (1.1)     
Здесь мы имеем типовую триаду «стоимость - ценность- удовлетворенность» и, следовательно,  выражение (1.1) отражает в явном виде закон сохранения удовлетворенности. Обозначив вершины этой триады соответственно  символами «s, d,  u» мы теперь имеем возможность оценить все возможные ситуации, которые могут характеризовать взаимоотношения общества  и его членов.
Здесь возможны 2 типа взаимоотношений. Первый тип  характеризуется полной противоположностью интересов производителей и потребителей. Обозначив потребителей через триаду «s,d,u» , а общество - через соответствующую  антитриаду, мы получим «мезонную» гексаду,  отражающую полный спектр противоположных взаимоотношений.  Этим взаимоотношениям в полной мере соответствуют  соответствующие   частицы мезонного семейства элементарных частиц и порождаемые в соответствии с алгоритмом ряда Фибоначчи  (каждый  третий член ряда равен сумме двух его предыдущих членов)
                 
 
Из этой мезонной гексады нетрудно видеть, что удовлетворенность членов общества  достигается в случае при положительных «зарядах частиц» в D-тераэдре.  При этом D > S; U > 1. Потребитель удовлетворен. В то же время производитель заинтересован в получении большей прибыли за счет увеличения стоимости продаж своей продукции, и в этом случае его больше устраивало бы соотношение D < S. Конкуренция уравнивает интересы потребителя (D > S) с интересами производителя (D< S). В обществе, характеризуемым такими пропорциями между D и S в данных вершинах (6 и 7) существуют "островки стабильности" социальных отношений, чего нельзя сказать про другие вершины.
              Удовлетворенность общества  достигается в противоположных вершинах мезонной гексады  (D < S U < 1, при отрицательных «зарядах частиц», в L-тетраэдре). Но гражданин будет  не удовлетворен и в большинстве случаев это социальное отношение будет отвергаться  членом общества; общество  начинает терять ранее своих граждан. Вот почему в обществе с такими  соотношением параметров D и S   постоянно могут возникать конфликты, которые могут принимать и антагонистический характер. Эти вершины характеризуют этапы эволюции общества, в котором интересы меньшинства граждан ставятся превыше  интересов большинства общества.
            Две нейтральные «частицы» (  D = S; U = 1 ) характеризуют нейтральную  ситуацию. В этой ситуации ожидания потребителя подтвердились, а производитель окупил свои затраты и получил запланированную прибыль, как он предполагал, в соответствии с реализованными параметрами качества. Эта ситуация, когда , для производителя будет иметь место только в том случае, если значения D и S, установленные производителем, совпадут с ожидаемыми значениями потребителя. Это состояние, при котором социально-значимые ценности общества будут полностью востребованы обществом.
            Теперь можно определить понятие самодостаточной нормы удовлетворенности. В соответствии с определением самодостаточности, количественная оценка минимальной удовлетворенности будет составлять 
,
        что означает, что при значении уровня удовлетворенности ниже этой нормы, гражданин не будет удовлетворен существующим социальным отношением. Для общества эта важнейшая норма будет означать нижний предел доверия граждан к данной общественной ценности, защищаемой и воспроизводимой  общественными структурами социально-значимой ценности. Этот уровень характеризует самодостаточность данного социального отношения, что оно еще выражает интересы квалифицированного большинства  общества.
                Таким образом, выражение (1.1) отражает  закон сохранения  триады «стоимость - ценность- удовлетворенность». Теперь нетрудно проблему  решения качества перевести на количественную основу. Для этого достаточно выбрать все полученные «частицы», определить их тип (определить средне-статистическую «частицу»)  и наметить соответствующие мероприятия по достижению требуемой вершины  гексады.
              Рассмотренная выше мезонная гексада и ее свойства характеризует противоположные интересы  взаимоотношений общества  и его членов, т.е. она характеризует процессы эволюции в L-тетраэдрах, характеризующих ординарные отношения. Но при развитии дальнейших отношений между производителем и потребителем неизбежно возникнет новый тип взаимоотношений. Это возникнет в момент, когда триада«стоимость - ценность- удовлетворенность» породит новую «музыкальную ноту» - вершину D-тетраэдра, которая потребует пересмотра всей системы Управления Качеством социальных отношений общества. 
Новая гексада эволюции Управления качеством социальных отношений будет строиться уже на «барионной» основе. Здесь интересы общества  на всех этапах эволюции совпадают с интересами большинства общества. Возникает Единая команда, в которой каждый член общества  включен в контур "производства социальных отношений" (рис. 5).
                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                            Рисунок 5
 Здесь две  одноименные вершины общества и его членов  стоят рядом и участвуют в формировании соответствующей «тройственной» частицы, формируя таким образом собственный закон сохранения взаимной удовлетворенности.
Нетрудно убедиться, что данная «барионная» гексада характеризует  уже гармоничные социальные  взаимоотношения общества  и его членов.  Полная удовлетворенность граждан также  возникает при положительных «зарядах частиц». Соответственно неудовлетворенность – при отрицательных «зарядах». Но  эта неудовлетворенность не несет в себе антагонистических признаков.
Таким образом,  мезонная и барионная гексады отражают  Периодический закон  двойственных взаимоотношений общества  и граждан на разных этапах общественного развития, отражающих разные подходы к качеству социальных отношений  и соответствующих требований к Управлению Качеством и Контролю за Качеством этих отношений. Поэтому нетрудно предсказать, что этот закон начнет в ближайшие годы  оказывать самое серьезное влияние на совершенствование теории  Всеобщего Управления  Качеством и Всеобщего Контроля за Качеством социальных отношений. Преимущество получат, прежде всего, те общества, которые  первыми начнут «жить» в соответствии с Единым Периодическим Законом Вселенной. Эти общества, государства и страны станут первыми среди первых, станут проявлением мирового "социального чуда".
 
 5.  ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
         При любых формах взаимоотношений между обществом и его членами,  главные события, в соответствии с законом сохранения удовлетворенности, происходят на фоне удовлетворения спроса членов общества в социально-значимых социальных и духовно-культурных благах. В связи с этим можно, по аналогии с экономическими системами,  выделить три основных пути взаимоотношений  между обществом и его членами в процессе воспроизведения и развития социальных отношений.  
5.1. Распределительный принцип производства и потребления социальных благ.
        Этот путь возможен при ситуации, когда D > S, и предельном ее случае, когда D = S. Эта ситуация характеризует полную востребованность существующих социальных отношений.   Массовость такой ситуации может быть характерна  для обществ с распределительной системой производства и потребления социальных благ. Однако и в этих условиях  общество с низким качеством "социальной продукции"  может быть обречено на провал, т.к. этот принцип приводит к снижению общественно-значимой ценности (S) и низкому качеству  социальной продукции (D). В соответствии с законом сохранения удовлетворенности (1.1) величина U    является константой и ее нижняя граница равна самодостаточной норме удовлетворенности. Но поскольку при распределительном принципе норма удовлетворенности членов общества соблюдается, поэтому  ее сохранение приводит к  одновременному снижение ценности D  и стоимости  социального блага S, т.е. низкое качество и низкая стоимость социального  продукта. История развития обществ показывает, что распределительные принципы могут быть использованы и быть  эффективными  только на самых ранних этапах эволюции общества.
 5.2. Рыночные механизмы регулирования ценности (качества) D социального продукта и соответствующей его стоимости S.
По аналогии с экономическими системами, по мере насыщения рынка и повышения жизненного уровня населения потребитель (член общества) становится более разборчивым и готов заплатить большую стоимость за более ценный продукт. Производитель (общество) вынужден повышать ценность D продукта за счет:
  • применения новейших  социальных технологий и более качественного "сырья" (воспитание, образование членов общества);
  • сужения специализации производства с одновременным расширением ассортимента специализированного продукта;
  • повышения качества социальных благ, услуг.
Влияние характера изменения D и S на удовлетворение потребителя  можно представить их одновременное увеличение, при сохранении нормы удовлетворенности. Подобный путь развития был характерен для мировой экономики 60-х годов. Такое положение с удовлетворением требований потребителя характерно в основном для нейтральной ситуации, когда D = S, и потому одновременное повышение D и S не может обеспечить стабильное  и устойчивое состояние социальных отношений, приращение общественных ценностей. Будут появляться другие "теории"  развития социальных отношений, которые "сделают вызов" господствующей  практике формирования социальных благ, пытаясь перехватить лидерство за счет повышения ценности D и снижения стоимости S, т.е. и в социальной сфере существует  конкурентная  борьбе за потребителя  социальных благ, которая вытекает из сущности экономических отношений.
5.3. Перспективы  формирования социальных отношений.
        Этот путь формирования социальных и духовных благ будет характеризоваться борьбой за удовлетворенность каждого члена общества. В этот период  формирование социальных благ должно идти  не только за счет повышения ценности D  социального продукта, но и за счет одновременного снижения его общественно -значимой стоимости  S. Этот путь, по аналогии с экономическими системами, может характеризоваться лозунгом: "Высокое качество и  полезность социальных благ - по низким общественно-значимым затратам на их обеспечение и воспроизводство".
          Характер влияния составляющих D и S на удовлетворенность граждан социальным  продуктом для этого случая происходит при одновременном увеличении D и снижении  S.  Но это ведет к нарушению существующего закона сохранения удовлетворенности U.  Поэтому данная  ситуация приводит к рождению новой нормы удовлетворенности, которая увеличивается за счет  признания, уважения и авторитета общества каждым его гражданином, т.е. за счет имиджа общества. В результате  происходит  формирование нового закона сохранения Качества, в котором константа удовлетворенности (U) потребителя будет иметь больший «вес», больше самодостаточной  нормы.  Но это возможно только в том случае, когда эволюция социальных отношений происходит в D-тетраэдре и (или) если эти отношения характеризуются барионной гексадой эволюции социальных отношений.
        Имидж  общества  может быть настолько велик, что этого может быть уже достаточно, чтобы востребовать данную социальную услугу (благо), т.е. самодостаточная норма удовлетворенности может быть сопоставима с имиджем общества.
Имидж общества, с точки зрения гражданина  на ценность социального продукта, может быть:
  • объективным, когда высокое качество социального блага  в течение длительного времени подтверждается всеми гражданами  и является общепризнанным;
  • субъективным, основанным на прошлом собственном опыте конкретного гражданина пользования другими социальными благами, его привычках, личном убеждении по поводу уровня качества предлагаемого социального блага. Особенно ярко это может проявляться в различных общественных опросах по поводу введения каких-либо новых социальных норм.
С учетом имиджа общества  выражение (1.1) для определения удовлетворенности граждан  примет вид
                                                      (1.2)
где    I — коэффициент имиджа общества, его государственных и общественных институтов.
    По сути дела, с точки зрения Единого закона, этот коэффициент характеризует коэффициент подобия «собственного энергетического пространства» общественных и государственных институтов общества.  Коэффициент I  может определяться путем двойного опроса граждан (с учетом коэффициента и без его учета) с последующим  вычислением среднестатистической «частицы», характеризующей удовлетворенность гражданина  и ее принадлежности к «мезонной» или «барионной» гексаде.  С учетом большого влияния   коэффициента имиджа  на удовлетворенность граждан  возрастает ответственность государственных структур  за качество социальной  продукции и оправданием  ожиданий граждан.
           Характер изменения составляющих U в соответствии с (1.2) возможен при условии взаимоотношений между членами общества и обществом, характеризуемые барионной гексадой эволюции этих отношений (рис.5) и  и оптимальной системы обеспечения требуемого членами общества качества социальной продукции, одновременно обеспечивающей высокую ценность продукта (D) и относительно низкую его стоимость(S).
Такой системой является система Всеобщего Управления Качеством социальных благ, основной концепцией которой является "Качественные общественные ценности -для большинства граждан,  при минимальных затратах" в противовес ранее существовавшей концепции "Качество благ -для меньшинства общества, при минимальных затратах для этого меньшинства".
Естественно, что в основе современной концепции Всеобщего Управления Качеством должна лежать «барионная» гексада удовлетворенности граждан. Она должна лежать в основе Управления и Контроля Качеством социальной продукции общества.  Но такую систему возможно создать только в том случае, если при планировании качества продукта  будет предусмотрено не только закладка его качественных свойств в процессе разработки и производства объектов качества, не только их оценка в процессе жизнедеятельности объекта качества, но и включение граждан в контур  Управления и Контроля Качеством данного социального объекта. И чем раньше это будет реализовано, тем более эффективной будет система Управления и Контроля Качеством социальных благ в рамках всей социальной структуры.
        Данная система позволит  анализ и синтез двойственных социальных  отношений, вывести на качественно иной уровень позволит  исследователям  получать важную дополнительную информацию об эволюции соответствующих  социальных  отношений и, следовательно,  может стать важнейшим инструментом для разработки и реализации социальных и экономических реформ, способствующих устойчивому развитию общества.
 
6.  О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА В НАУКАХ
    Наличие в  единой человеческой культуре двух разнородных    типов -естественно-научного и гуманитарного всегда была ареной философских споров. Ведь культура — это прежде всего система общественных ценностей. Общее признание какого-либо набора таких ценностей консолидирует, сплачивает общество.     Поклонение же разным ценностям, ценностный раскол в культуре - явление достаточно опасное.         Взаимонепонимание и неприятие людьми разных систем ценностей всегда чревато негативными последствиями.  
     Анализ  статус и общественной значимости двух типов наук: естественных и гуманитарных показал, что между ними существуют существенные различия, которые порой являются противоположными.   
    Ясно, конечно, что гуманитарные и естественные науки различаются по своему объекту. Первые изучают человека и общество, а вторые - природу. Но не только это разделяет данные науки. Главную проблему  можно уловить из обыденной лексики, в словоупотреблении. Мы привыкли, например, называть разделы естествознания «точными науками». Никого не удивляет противопоставление точных наук гуманитарным. Однако, если быть последовательным, то мы придем к выводу, что гуманитарные науки - это науки «неточные».
        Интуитивно ясно, что как бы гуманитарные науки ни старались, достичь точности, строгости и доказательности наук естественных им не дано. Подобное положение давно уже служит главной мишенью для критических стрел представителей естествознания: ну что за наука, например, история, если в ней возможны взаимоисключающие оценки одних и тех же событий? Для одних оно может характеризовать начало новой эпохи, а для других - банальное событие, с негативными последствиями.
       Представители гуманитарных наук в этом споре тоже в долгу не остаются. Они апеллируют к неимоверной сложности объекта своих исследований. Ведь нет в природе более сложного объекта для изучения, чем человек.
        В природе нет таких законов, которые бы однозначно предписывали человеку, по каким траекториям ему перемещаться, по какому уравнению жить, какой род занятий предпочесть или как свою жизнь обустроить.  Ну о какой однозначной предсказуемости событий тут можно говорить? А между тем,    проясняют  смысл бытия человека, общества, Вселенной, а порой и создают его  именно гуманитарные области знания. Так что им тоже есть, чем похвастаться перед естествознанием: они «оживляют», наполняют смыслом и ценностью  природный мир.
        Если истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо, то истины в гуманитарных науках, по большей части,  лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания,  сопереживания не может быть одинаковой.  Но кто станет отрицать ту очевидную истину, что если сегодня та или иная истина может только истолковываться не как абсолютная истина, а как  гипотеза, или аксиома, то завтра,  в результате  обхода "по кресту", эта гипотетическая истина может получить объяснение.
        Далее, если в естественных науках субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, то в сфере наук о человеке субъект (человек) и объект (общество) частично совпадают. По сути, это процесс самопознания  общества.
Поэтому подобные противоположности  наук о природе и  наук о человеке распространяются на многие  области. Но здесь можно отметить только одну двойственную пару:
  • Количество - качество.
   Эта двойственна пара является ключевой в споре между естественными и гуманитарными науками. С рождением Универсального закона науки о человеке получают мощный инструмент для получения качественных оценок, для исследования Качества процессов, связанных с человеком и его деятельностью.
    Универсальный закон впервые дает одинаковую возможность и "точным" и "неточным" наукам изучать Качество изучаемых Процессов и  управлять ими. 
        Количественная оценка, отражающая состояние  того или иного исследуемого процесса, в соответствии с гексадой его эволюции (по номеру вершины), будет одновременно отражать и качественную оценку этого Процесса.
 
    РЕЗЮМЕ
        1. В условиях дуального самосознания Общества построение гармонической системы Управления и Контроля  Качества общественных отношений является сложной задачей, т.к. "чувства удовлетворения" граждан существующими общественными отношениями можно достичь только на определенных этапах эволюции общественного самосознания.
    2. Эволюция общественного самосознания, в основе подсознания которого лежит концепция тройственности (триединства), позволяет создать истинно гармонические отношения в обществе, создать Всеобщую систему Управления Качества и Контроля общественных отношений, которыми будут удовлетворены большинство граждан общества.
      3. В учетом вышеизложенного Периодический закон Всеобщего Управления  Качеством социальных отношений можно сформулировать следующим образом:
"Качество социальных отношений общества, определяющих степень удовлетворенности граждан этими отношениями, находятся в периодической зависимости от  свойств совокупных двойственных  отношений социальных явлений, характеризующейся монадой ("нужда-удовлетворенность"), отражающей их дуальную или триединую сущность".
    При  этом совершенные социальные отношения могут возникнуть только тогда, когда и "подсознание", и "сознание" общества будут триедиными, гармоничными.
                                                    
    © Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 2015г.
 Опубликован: 26/10/2013г., обновлен: 02 октября 2014.
           Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей. Убедительная просьба сообщать  о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
         Книги "Основы милогии", "Милогия" могут  быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
  

Карта сайта

 
rss
Карта