Ó
О.Я.Бондаренко, 2014.
О битвах-призраках и трех
принципах в истории
"Кто не
знает прошлого,
тот не
знает ни настоящего,
ни
самого себя". Вольтер
В
последние годы я предпочитаю не читать исторические романы, во всяком случае,
созданные авторами спустя эпоху после описываемых событий. И стараюсь не
смотреть исторические фильмы, тем более костюмные боевики, а если и смотрю, то
не отношусь к ним серьезно, несмотря на тщательность воспроизведения в
некоторых случаях исторических деталей. Тем не менее, историю я очень люблю,
точнее, уважаю, и воспринимаю ее живо, с интересом. Возможно, поэтому ее
современная – или более поздняя – трактовка вызывает у меня в целом чувство
отторжения.
Дело, конечно, не в том, что я – какой-нибудь
там зануда. Просто у меня есть большие сомнения относительно реальной ценности
предлагаемых произведений, с сущностной точки зрения. То, что отражается в них,
– не история. Исторический антураж – это лишь внешняя сторона действа, которая,
как известно любому театральному постановщику, на самом деле не обязательна
для того, чтобы передать внутренний мир героев. Именно о внутреннем
исторических персонажей мне бы и хотелось поразмышлять в данной статье.
Принцип
перенесения.
Он очень прост, до смешного прост. Берется мир, современный автору, и
переносится куда-нибудь в прошлое, но с поправкой на обстановку, костюмы,
известные обычаи и т.п. – так, что в целом создается впечатление
исторического произведения, которое, однако, никакого отношения к подлинной
истории не имеет. «За кадром» остаются оригинальные интересы тех, кто
действительно жил в заявленное время, их психология и мотивация, их манера
мышления, разговора, общения, их комплексы и стереотипы поведения, их
неписаные законы и табу, а также, с другой стороны, программные установки на
совершение каких-либо действий в запланированных и незапланированных ситуациях.
Причем хорошо, если автор отдает себе в этом отчет и заведомо ставит цель не
натурального воспроизведения прошлого, а иносказательного рассказа о настоящем
– как, например, было с романом Р.Джованьоли «Спартак», написанном в разгар
гарибальдийского движения за объединение Италии. Хуже, если автор переносит
известный ему мир на прошлое неосознанно, как делали в свое время Б.Прус,
Г.Сенкевич, Р.Хаггард, В.Скотт, М.Твен, В.Ян и другие – хуже, естественно, с
точки зрения воссоздания аромата подлинной истории, а не читательского
интереса вообще, который эти авторы, безусловно, сумели пробудить.
Проблема, однако, не только в том, что
воссоздать один к одному античную и средневековую реальность – с позиций ее
скрытого, внутреннего содержания – спустя годы невозможно. Проблема еще и в
том, что на самом деле это никому не
нужно. Объективность в истории зачастую никого не касается. Очень может быть,
что вся история – вплоть до последнего исторического фактика – зиждется
исключительно на субъективном подходе.
По поводу романов,
на мой взгляд, прекрасно сказал в свое время Андрэ Жид, выдающийся французский
писатель и Нобелевский лауреат: «Большинство людей, и даже лучшие из них,
никогда не встречают благосклонно произведений, в которых есть нечто новое,
необычное, озадачивающее, приводящее в замешательство; на благосклонность
может рассчитывать только то, что содержит в себе узнаваемое,
то есть банальность» (А.Жид. «Возвращение из СССР»). Именно это узнаваемое
лежит в основе принципа перенесения. Мы сознательно или бессознательно
переносим в прошлое то, что можем узнать, опознать, а потому – понять и
принять, то есть то, что доступно
нашему разумению. И ничего больше! Мы в состоянии поверить, что египетские
пирамиды строили рабы из-под палки, но субъективно отказываемся признавать,
что сотни тысяч египтян добровольно
стремились принять участие в строительстве, почитая это за великую честь. Мы
уверены, что ацтеки насильно приносили людей в жертву своим кровавым богам, не
допуская даже мысли о том, что желающие, чтобы у них вырвали сердце,
выстраивались в очередь. Мы считаем нелепым террористический акт Желябова и
Перовской в отношении Александра
II,
не умея оценить желание ранних революционеров самоутвердиться
и наметить веху смены эпох, ибо убить царя – значило разрушить вековой порядок,
данный людям от Бога.
Итак, перенесение на прошлое только
узнаваемого нами. Приписывание населению давно ушедших миров наших собственных
мыслей и нашего видения ситуации. Мы не ожидаем, что люди в исторических
эпизодах действовали в соответствии с их ни на что не похожими побуждениями;
нам надо, чтобы они действовали так, как, мы полагаем, они должны были действовать, исходя из нашего – а
не их! – мировоззрения.
Поэтому если бы на свет родилась подлинная
историческая книга – отражающая давно минувшую жизнь и давно прошедшие события
вне привычной нам схемы, то есть странно для нас, непоследовательно и
необъяснимо, а то порой и неубедительно, – ее бы попросту не стали читать.
Однако нам мало перенести в историю наш
собственный внутренний мир, то есть – скажем так – воспринимаемое нами
настоящее. Часто мы проецируем на убегающие времена наше собственное,
индивидуальное прошедшее, которое определяет наш личный жизненный опыт.
Давайте введем некий условный термин
человеческое начало. Пусть это будет совокупность всех положительных свойств,
качеств, присущих человеку – да и любому мыслящему, тонко чувствующему
существу. Человеческое начало включает в себя опыт в хорошем смысле слова,
память о лучшем, положительные эмоции, основы общечеловеческой морали и
нравственности, юстициальное сознание[1],
эстетическое начало, умение видеть, ощущать различие и сходство (то есть
врожденная способность к анализу) и вообще всё то, что вытекает из сути
понятий «Человек», «человечность». Человеческое начало всегда направлено на
созидание.
Человеческое начало по определению может быть только положительным, и в этом
смысле оно асимметрично (плюс – минус как символ зеркальности,
противоположности, симметрии в данном случае не допускаются: «отрицательное
человеческое начало» есть по существу уже начало не-человеческое). Поэтому
человеческое начало в представителе вида homo sapiens
никогда не растет, оно заложено изначально, так сказать, в предельном объеме,
являясь данностью,
и может в дальнейшем лишь уменьшаться либо пульсировать, то есть уменьшаться и
увеличиваться в пределах изначальной, отпущенной человеку чем-то высшим нормы[2].
У одних людей – и групп людей –
человеческое начало может быть сильнее выражено, то есть оно ближе к норме, у
других – слабее (норма однозначно не соблюдается). Но парадокс в том, что и в
каждом отдельном индивидууме уровень человеческого начала не является
статичной, неизменной величиной. Чем больше в жизни негативного опыта и
отрицательных эмоций, боли, стрессов, шоков, болезненных переживаний, тем в
целом циничнее, равнодушнее, злее, безжалостнее, наконец, ленивее или
пассивнее[3]
становится со временем человек – не в каких-то конкретных эпизодах, а по
усредненному отношению к жизни вообще. И, следовательно, тем меньше в нем
остается сугубо человеческого, включая и способность мыслить категорией
различия и сходства[4].
Покажем это на рисунке:
![]() ![]() ![]() Перенесение с расширением больше характерно для неосведомленных людей, например, пассивных читателей романов, да и вообще потребителей любой «исторической продукции». Простое перенесение характерно для большинства сведущих, например, специалистов-историков, которые прекрасно понимают, что «раньше не было лучше». В последние десятилетия весьма продвинутая на Западе наука история начинает всё больше понимать, что речь нужно вести не о расширении, а, наоборот, о сужении, – грубо говоря, в минувшие эпохи всё было в целом скорее хуже, чем сегодня. Об этом, скажем, свидетельствуют недавние открытия археологов в Мексике и Гватемале (сообщение Ассошиэйтед Пресс от 15.10.2014 г.: «Мезоамериканские цивилизации[6] были более кровожадными и менее демократичными, чем это считалось ранее»). Или облетевшая весь мир в октябре 2014 г. весть об истреблении вида homo sapiens neandertalensis – параллельной ветви разумных существ – видом homo sapiens sapiens, то есть нашим с вами видом, 30 тыс. лет назад[7]. От перенесения с сужением – прямой путь к отказу от принципа перенесения вообще. Невозможно в перспективе переносить наше настоящее мировосприятие и мировоззрение на отдаленную часть истории без понимания того, что тогдашние условия и обстоятельства требовали от людей иного набора поведенческих реакций и предполагали мотивацию действий, значительно отличающуюся от узнаваемой нами. Но было бы преждевременно говорить об отказе от принципа перенесения в сегодняшней научной исторической литературе. Пока что этот принцип живет и здравствует не только в романах и фильмах – костюмных боевиках. Более скромный и более корректный в специфических областях исследования, он, тем не менее, лежит в основе определенных парадигм. Скажем, этот принцип активно использовался марксистскими историками. Известна позиция Карла Маркса и Фридриха Энгельса, принятая на вооружение большевиками: «Политика есть концентрированное выражение экономики». Став на такую точку зрения, на первый взгляд, бесспорную, мы тем самым неизбежно придем к поискам экономических (хозяйственных, финансовых, вытекающих из необходимости получения выгоды) побудительных причин практически в любой акции, оставившей свой след в истории, – естественно, с учетом развитости и материальной заинтересованности различных социальных групп, народов и государств прошлого. В случае если экономических побудительных причин выявить не удается, мы считаем, что причины эти на самом деле скрыты, и дело, кажущееся поначалу простым, требует более детального рассмотрения. Так на практике действует принцип перенесения – в данном случае марксистского экономического мировоззрения на все возможные сценарии развития исторических событий. Между прочим, марксистский подход, который коротко можно охарактеризовать как cherchez l’interess, во многом верен и многое объясняет в истории. Но всё ли? Он, без сомнения, прекрасно вписывается в европейскую политику нового времени – эпохи колониализма и бурной капитализации. Его, с известной натяжкой, можно принять для понимания стратегии развития поздней древнеримской республики и Римской империи. Но как быть, например, с эпизодом о похищении римлянами сабинянок?[8] Или с историей Троянской войны?[9] Или, наконец, с многолетней враждой двух знатных семей из Вероны – Монтекки и Капулетти? В каждом из этих случаев возникала напряженная обстановка, определявшая дальнейшее развитие ситуации, в том числе с политической точки зрения. Вообще войны из-за женщин, из-за желания отомстить, самоутвердиться, «что-то кому-то доказать», войны по причине гордыни, войны «по графику»[10], войны «обиженных» и «неправильно понятых», войны за «восстановление справедливости», войны «в силу данного слова», войны-поединки, да и просто войны, спровоцированные безумными правителями[11], никак не укладываются в классическую марксистскую схему. Я не говорю уже о религиозных войнах. Нередко в исторических исследованиях проводится мысль, что та или иная религиозная война в действительности вызывалась борьбой за сферы влияния и обуславливалась чьими-либо интересами; видимо, это и правда, и нет. Религиозных войн было невероятное множество, они затрагивали совершенно разные религии, разные общества, находившиеся на разных ступенях социального развития, и во всем этом разнообразии, несомненно, встречались эпизоды, основанные на чистом фанатизме либо – что едва ли не хуже – на элементарной глупости и эмоциональной несдержанности, когда чей-то призыв: «Мужики, бусурмане наших бьют!» мог определить ход истории на долгие годы. К тому же история не состоит из одних войн. Войны – просто концентрат непредсказуемых событий, которые в иное время более равномерно разбросаны на поле хронологии. И события «мирного времени» прошедших лет часто не становятся для нас более понятными. Марксистский взгляд, экономизированный донельзя, отнюдь не является единственным примером использования принципа перенесения. Глубоко верующие авторы-историки – приверженцы ортодоксальных направлений в религии также часто переносят на предмет исследований свое собственное видение и толкование ситуации, обусловленное их набожностью и сознанием внутренней правоты. Это тем более было характерно для летописцев прошлого, которые могли в упор «не заметить» выдающийся факт их современности, не связанный напрямую с религиозным мировоззрением, но уделить преувеличенно большое внимание событиям в действительности мелким и никчемным – как, например, большинству поздних крестовых походов, которые никак не повлияли на тогдашнюю расстановку сил. Особенно грешат принципом перенесения националистически настроенные авторы. Их подсознательная идея заключается в том, чтобы видеть в прошлом лишь то, что может быть узнано, опознано и в силу этого – объяснимо. И ничего кроме. Так, например, если две страны не могут найти общий язык по какому-нибудь территориальному вопросу, то с каждой из сторон появляются соответствующие исторические исследования, в комплексе освещающие проблему односторонне, – но узнаваемо для «своих» (многочисленные примеры автор приводит в своей книге «Неизвестные Курилы». – М., Внешторгиздат-Дейта-пресс, 1992). Подавляющее большинство школьных учебников истории в разных системах образования написано по принципу перенесения. Об этом, например, очень хорошо и остроумно поведал французский исследователь М.Ферро в книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» (М., Высшая школа, 1992). В истории вообще можно замечать только интересное – для себя, со своей личной позиции или позиции своей группы. Допустим, игнорировать большинство событий, происходивших за пределами европейского мира (т.н. европоцентризм), потому что в прошлом Китая для европейцев куда меньше узнаваемого, чем, скажем, в прошлом Британии или франкских земель. Переносить на чужое, непонятное свое собственное целостное, законченное восприятие мира и себя в нем – так сказать, свою матрицу – можно с каких угодно позиций: классовых, религиозных, шовинистических, гендерных[12] и т.д. и т.п. И вовсе не обязательно ограничиваться здесь одной историей. Принцип перенесения действителен как во времени, так и в пространстве. Мы сплошь и рядом сталкиваемся с попытками судить о намерениях и действиях других людей (других обществ, других стран etc) исходя из той модели действительности, которую мы сами создали у себя в голове. Иногда это оправдано – в случае, если, так сказать, наш обоюдный уровень мышления совпадает, но порой подобный подход дает сбой. Старый твердолобый коммунист, ветеран и активист всех советских общественных движений в прошлом будет упорно стоять на том, что «Запад-де хочет нас захватить и поработить», и ему невозможно доказать обратное, потому что он мыслит по схеме, выработавшейся в годы противостояния. В конце концов он сам по молодости – и случись такая оказия! – захватил бы и поработил бы проклятый Запад. Поэтому в конечном счете он судит по себе. Принцип перенесения живуч. Возможно, именно он отвечает за половину всей идеологии, на которой воспитано население земного шара. Принцип замещения. Этот принцип довольно хорошо известен этнографам и историкам, специализирующимся на ранних периодах жизни человечества, в частности на изучении первобытных культур. Принцип замещения прямо вытекает из принципа перенесения, являясь его закономерным следствием или, если хотите, логическим продолжением: ПП ® ПЗ В чем смысл принципа замещения? Прежде всего, надо отметить, что подобный термин – «принцип замещения» – встречается не только в исторической науке, но и в ряде других гуманитарных дисциплин (например, в экономике); мы же в данном случае будем рассматривать его сквозь призму представлений о том, как жили и воспринимали мир наши предки – в историческом и, возможно, географическом аспекте. Здесь мне хотелось бы сослаться на прекрасную этнографическую работу Ю.Липса «Происхождение вещей» (в редакции Е.Смирницкой. – М., «ННН», 2014). Кое-что процитирую: «…Люди в первобытности не существовали порознь. Община как бы составляла единый организм. Она сообща владела землей, которая служила ей охотничьей территорией и, следовательно, источником пропитания. Она сообща охраняла эту территорию от посягательств извне, и преступавший границу племени «чужой» предавался смерти… Земля [первобытного человека] – его мир, который мыслится как обустроенное и пригодное для жизни место…, за пределами которого – страшный и непонятный хаос, куда попасть чрезвычайно опасно. Именно там помещаются все разрушительные и враждебные человеку силы, оттуда приходят болезнь и смерть… Люди, которые… окружают [первобытного человека], его община – это и есть «настоящие люди» или даже единственные люди на земле… Представители другой общины или племени, живущие за пределами «своей» территории – это «не-люди», чужие, враги (это враждебное и боязливое отношение к чужим, называемое «ксенофобией», – чрезвычайно стойкое свойство человеческой природы и присуще современному человеку почти в той же степени, что и первобытному). Человек вне своей общины тоже словно бы перестает быть человеком, поэтому самым страшным наказанием в древности, равносильным смерти, было изгнание провинившегося из коллектива… Сообща община выступает в личном деле каждого своего члена как обвинителем, так и ответчиком. Это видно, например, в сохранившемся вплоть до позднего времени обычае кровной мести. Обязанность каждого члена коллектива мстить за ущерб, нанесенный любому его члену, – непререкаемый закон для первобытного общества[13]. Точно так же весь коллектив несет ответственность за преступление каждого из своих членов[14]. Но возможна и обратная замена всего коллектива одним своим представителем. Например, часто военные столкновения превращались в поединок между представителями каждой из враждующей сторон. Эта замена целого какой-либо частью составляет характерную черту первобытного общества (выделено мной. – О.Б.) и, как мы увидим дальше, является важнейшим свойством первобытной магии[15]. Поединки вместо военных столкновений часто описаны в мифах и эпических сказаниях. Так, например, русские богатыри, сражаясь со своими противниками всегда в одиночку, олицетворяли при этом весь свой народ… …Женщины… считались общим достоянием племени. Это опять-таки хорошо видно по свадебным обрядам. Каждая свадьба – это не «личное дело» отдельной семьи, но важнейшее дело всей общины. Вся община в лице своих представителей (сватов) ведет переговоры со стороной невесты[16], вся община участвует в свадебном ритуале и наблюдает за правильным его исполнением. От лица общины выступает особый представитель (дружко русской свадьбы), который заменяет жениха во многих эпизодах обряда… Публичное освидетельствование девственности невесты в первую брачную ночь еще до сих пор – достаточно распространенный обычай… Единство общины в отношении к имеющимся в ее распоряжении материальным и духовным благам, конечно, лучше всего выражается в распределении охотничьей добычи… И в более поздние времена этот способ распределения материальных благ оставил след в виде обычая взаимопомощи, предписывающего общине оказывать материальную поддержку любому своему члену, оказавшемуся в тяжелом материальном положении[17]… …Ни одна сторона жизни человека не обходится без… вмешательства [общины]. Трудовые навыки и супружеские отношения, воспитание детей и почитание духов – всё должно быть подчинено строгому порядку, на котором зиждется благополучие всей общины. Для поддержания этого порядка… первоначально не существовало никакой организации. Силой обычая и общественного мнения регулировались все бесчисленные правила жизни общины… Первоначально община могла обходиться без личного предводителя[18]… Но мы видим, что в некоторых случаях община не могла обойтись без представителя, выступающего от ее лица. Эта роль, естественно, предоставлялась наиболее достойным и уважаемым членам общины. Поскольку они должны были быть сведущими в обычаях и ритуалах, часто они выступали также в роли жрецов, так как жрец – тот же представитель общины, но перед лицом Бога. По мере роста влияния таких людей росло и их богатство и власть. Их богатство, правда, воспринималось не как их личное имущество, но как символ благосостояния всей общины[19]…» («Происхождение вещей». – М., «ННН», 2014, с.124-132). В этом большом отрывке мне бы хотелось выделить два момента: 1. Для некоторой группы людей, очень сильно связанной общим бессознательным – назовем их связь общинной[20], – существует некое устоявшееся, завершенное целое, которое воспринимается как единственно возможный мир – гармоничный и упорядоченный. Всё в этом мире узнаваемо. И всё – функционально[21], то есть служит для выживания всего сообщества и в силу этого занимает собственное, отведенное вечностью место. 2. Любая часть этого целого символизирует собой всё целое, то есть вполне его может заменять или – скажем еще так – замещать. Ведь эта частичка, по определению, способствует поддержанию устоявшегося порядка вещей и, следовательно, направлена на сохранение «настоящего мира». Что именно, какая частичка в данном случае подразумевается – не суть важно. В известной степени они все равны, ибо жизнь общины основана на условном равенстве, равноправии. Общинное мышление нередко построено по схеме «всё равно всему»; в этом, кстати, заложены истоки первобытного монизма (мировоззрения, согласно которому бог есть всё, высшее – везде и всюду, в том числе и в самом человеке; при этом характер высшего ярко не выражен, то есть мы как бы имеем дело с обезличенным абсолютным). Таким образом, для человека, подчиняющегося общинным «правилам игры», очень важен символизм, некая условность, которая, впрочем, им самим за условность не принимается. Можно взять с собой горстку родной земли – и чувствовать себя спокойно и в безопасности, под защитой «коллективного тыла». Можно послать в неведомое какого-либо представителя своего рода – и его успех будет восприниматься как коллективное достижение (вспомним мореплавателей, в одиночку объявлявших открытые земли собственностью своей «общины», о чем символизировал, например, установленный флаг или межевой знак). Итак, любая вещь или любой человек, имеющие отношение к «своему» – в значении «не-чужому», – олицетворяют собой целое. Излишне говорить, что целое всегда только одно, всем прочим отказывается в праве на существование или, по крайней мере, на понимание. «Чужое» может рассчитывать на лояльность лишь в той степени, в которой оно содержит элементы узнавания. Любопытно, что подобный общинный подход с его условностью и символизмом характерен не только для исторических племен и родов и государств, ушедших в небытие. Его мы можем найти и сегодня, среди нас – сплошь и рядом, если мы будем искать некие искусственно изолированные сообщества, вынужденные выживать в относительно экстремальных (для них) условиях. Я имею в виду, например, армию, тюремные лагеря, замкнутые профессиональные коллективы, чья деятельность связана с трудностями и опасностями. Скажем, почти всё в армии основано на условностях – что говорить, как ходить, как держать себя, в какие отношения вступать внутри «общины» (имеется в виду как устав, так и неписаные законы и обычаи). И всё направлено на выживание группы в целом. В армии есть свои символы, например знамя, погоны и знаки различия, ордена и медали, головные уборы (последние, объективно говоря, вне полевых условий не играют вообще никакой роли, кроме образного представления власти). Символичны парады и марши, да и вообще сугубо специфические движения тела – тот же строевой шаг, столь не свойственный человеку от природы. Для армии характерна коллективная ответственность, а также свойство сообща выступать обвинителем в личном деле каждого своего члена. Так же, как и в классической общине, для военных людей существует лишь один реальный мир – их собственный, мир, в котором царит строгий порядок, в отличие от непонятной, полной хаоса и разрушения «гражданки». Наконец, в армии сплошь и рядом встречается взаимозаменяемость и в силу этого – некая обезличенность, притупление индивидуального «Я» по сравнению с более ярко выраженным «МЫ»; как раз это, на взгляд автора, и служит идеологической основой принципа замещения – замещения целого любой из своих реальных (или символических) частей. Кстати, как и в настоящей первобытной общине, в армии размыто понятие индивидуальной собственности – в отличие от собственности коллективной, общинной. Даже жизнь часто не принадлежит армейскому человеку – это, как мы увидим в дальнейшем, является характерной чертой общин. Сказанное выше в общем можно распространить и на тюремный мир, который в такой же степени подчиняется условностям, имеет свои символы, неписаные законы, обычаи, табу и подавляет индивидуальность своих членов, делая их по существу взаимозаменяемыми. Об условностях в среде людей опасных профессий также сказано немало. Например, об их слепой вере в приметы. Спичечный коробок, даже пустой, принесенный с собой в шахту, может вам обойтись очень дорого, если кто-либо из шахтеров заметит его у вас, – это всего лишь символ, но ставящий под угрозу выживание сообщества горняков. Из сказанного можно сделать вывод, что община – явление не этническое и не историческое; она просто характеризует определенный уровень развития человеческих групп вообще (при слабо выраженной индивидуальности – возможно, подавленной внешними обстоятельствами – люди самопроизвольно организуются в общины, при росте индивидуального начала общины приказывают долго жить). Но мы сейчас говорим об истории человечества, его условном прошлом как таковом, и в силу этого должны помнить, что общинный строй в той или иной его разновидности – равно как и общинная психология – являлся самым распространенным на Земле. Он был «визитной карточкой» Европы и Америки примерно до XVIII-XIX веков, России – вплоть до ХХ века, в Азии и Африке он существует и поныне. Что имеется в виду? Что элементы общинной организации жизни и общинного способа мышления, на взгляд автора, пронизывают все рабовладельческие и феодальные культуры с их территориальным изоляционизмом[22]; именно «общинный стиль» предшествовал тому типу отношений, которые в более поздние времена были квалифицированы историками и социологами как национальные (по мере появления наций в современном смысле слова). Нечто общинное мы находим даже в обществах периода первоначального накопления капитала, – скажем, на Диком Западе США с его организованными переселенцами, не говоря уже о южных рабовладельческих штатах с их поместным укладом. Что же касается России, то еще сто лет назад почти 80% ее населения входило в состав крестьянской общины – общины в ее самом что ни на есть «чистом» виде. И, конечно, пережитки общинных отношений сказываются и сегодня. Примерно то же можно сказать и о развитых ныне государствах Востока: Японии, Корее, странах – «новых драконах Азии», которые славятся корпоративным образом жизни и деятельности (следствие исторически неизжитого общинного начала). Наследие общины не исчезает в один день. Порой для этого мало и нескольких столетий. В целом, по мнению автора, для истории человеческих обществ характерно постепенное уменьшение «общинной зависимости», тем более по мере ускорения развития исторических процессов; вместе с тем, как мы уже говорили, в некоторых социальных группах (армии etc) общинное сохраняется дольше и в большей степени, что связано со спецификой данных групп. В каждый конкретный момент времени в каждом обществе, а порой – и в каждом подразделении общества существует свой собственный неповторимый уровень привязки к общинному началу. Он может быть больше или меньше[23]. Здесь, пожалуй, даже уместно вести речь о некоем коэффициенте, меняющем свое значение от случая к случаю, от эпохи к эпохе. От этого коэффициента зависят и масштабы первобытного символизма и условностей. Поэтому, изучая исторические явления, препарируя их, современные исследователи, вышедшие за рамки общинного метода мышления, должны делать поправки на то, что одни и те же термины и понятия в старину и сейчас (в одном обществе и другом, в той социальной группе или иной) имеют подчас совершенно разный смысл, в том числе: буквальный, переносный или, может быть, нечто среднее между ними. В разной степени проявляется здесь и принцип замещения целого частью, что мы ни в коем случае не должны сбрасывать со счетов. Для примера рассмотрим некоторые аспекты завоевательных походов Чингисхана (XIII век), – чтобы сравнить то, как их видели современники, с нашей сегодняшней, общепринятой трактовкой событий. Вокруг этих походов сложилось множество легенд и мифов. Значительная часть историков даже не пытается их оспаривать, принимая, так сказать, за отправную точку в рассуждениях о деяниях Великого Монгола. Однако процитирую Л.Н.Гумилева, позволяющего себе иметь особое мнение: «По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия: «Дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Эта версия построена на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами… … [Забавны] сведения, сообщаемые историками о Мерве[24]. Монголы взяли его в 1219 г. и… якобы истребили там всех жителей до последнего человека. Но уже в 1220 г. Мерв восстал, и монголам пришлось взять город снова. И, наконец, еще через два года Мерв выставил для борьбы с монголами отряд в 10 тысяч человек. Плоды пылкой фантазии, воспринимаемые буквально, породили злую, «черную» легенду о монгольских зверствах» (Л.Н.Гумилев. От Руси к России. – Экопрос-Прогресс, 1994, с.108-109). Зверства, несомненно, были, хотя вряд ли они выходили за рамки «обычной» жестокости тех лет, которой хватало и без Чингисхана. Но здесь Гумилев уловил самую суть – однозначную гиперболизацию происшедшего, которую он связывает с недобросовестностью хроникеров прошлого. Рассмотрим более подробно феномен уничтожения Чингисханом не сдававшихся городов. Считается, что он взял за правило разрушать до основания все административные центры, которые пытались оказать ему сопротивление (среди них история называет Отрар, Бухару, Ходжент, Мерв, Нишапур, Герат и др.). Давайте, независимо от Гумилева, задумаемся: а как, каким образом Чингисхан мог разрушить целый город? В крупных городских агломерациях того времени, например, в Средней Азии могло проживать до нескольких десятков тысяч человек – как в том же Мерве. Это тысячи и тысячи глинобитных и каменных построек, окруженных кольцом мощных стен, которые при тамошней жаре становятся плотными и непробиваемыми (если при их строительстве использовалась глина, замешанная на особых составах). Сокрушить без специальной техники эти километры дувалов и крепостных галерей невозможно. Войско Чингисхана состояло обычно из всадников; заметьте – всадников! Монгольские и примкнувшие к ним племена, подчинявшиеся железным правилам Великой Ясы[25], отлично воевали на лошадях, но были совершенно беспомощны вне седла. Собственно, в седле они и проводили практически все время, даже ели и спали верхом. И еще одно: они очень быстро, прямо-таки молниеносно передвигались от города к городу, стараясь не задерживаться нигде. Почему в таком случае конные, согласно уверениям летописцев, должны были спешиться и фактически руками долго и нудно уничтожать ставший уже пустым город, тратя на это силы и энергию, – кстати, после боя (то есть вместо отдыха)? Что делали всё это время оставшиеся без присмотра лошади? Не мешали ли монголам вспухшие от газов трупы, живописно разбросанные по улицам при 40-градусной жаре, смрад, мор и эпидемии? Для ускорения работ можно было, конечно, применить недавно изобретенный порох – но только теоретически. Потому что порох изготавливался в далеком Китае, возить его с собой в количествах, необходимых для разрушения даже одного города, было накладно и – что чрезвычайно важно! – история не упоминает о наличии в войсках Чингисхана инженерных частей. Кстати, не упоминает она и о фактах применения взрывчатых веществ для разрушительных целей (несомненно, впервые увиденные взрывы не прошли бы мимо внимания современников)[26]. Были еще, правда, стенобитные машины. Из дерева – весьма дорогого материала в Средней Азии, где леса не растут. Износ этих машин, вероятно, был очень велик, то есть их можно было использовать ограниченное число раз – и уж явно не для разрушения опустевшей цитадели, а для штурма еще не сдавшихся укреплений. Как же тут быть? Верить хроникерам прошлого или не верить? Может быть, Л.Н.Гумилев действительно прав?.. Между прочим, он считает, что вся история средних веков в трактовке тогдашних авторов – это не более чем миф; монаха Нестора, по крайней мере, – если мы переместимся в Киевскую Русь – Гумилев прямо уличил во лжи в его знаменитой и, казалось бы, непререкаемой «Повести временных лет». В своей книге «Этногенез и биосфера Земли» Гумилев также приводит и другие многочисленные примеры исторических, мягко говоря, неточностей – см. главы «Можно ли верить историческим источникам?» и «Можно ли верить памятникам?». В конце концов Гумилев делает вывод: «Древние авторы всегда писали свои сочинения ради определенных целей и, как правило, преувеличивали значение интересовавших их событий. Степень же преувеличения или преуменьшения определить очень трудно и не всегда возможно». Видимо, где-то в чем-то Гумилев не очень справедлив. Ведь нужно учесть еще и такой факт: в прошлые века не были выработаны критерии исторической науки, как, впрочем, и научного познания вообще. То есть авторы минувших эпох просто не отдавали себе отчет в том, что излагают события, о которых они вознамерились написать, ненаучно, – если выражаться современным языком. Они писали эмоционально и вслепую, нередко используя только доступную им часть имеющихся сведений. Сравнение источников информации и анализ текстов, естественно, в то время тоже не проводились. Ну и, конечно, авторы в любые времена – и средневековье не было исключением – активно использовали принцип перенесения и принцип замещения. Последний мог существенно исказить смысл того, что летописцы хотели донести до потомков, – но именно для потомков. Не для современников. Мы, сегодняшние жители, должны постоянно иметь в виду язык условностей древних, прямо вытекающий из их общинного способа мышления. Символы, символизм, подмена одного понятия другим встречались в то время на каждом шагу. Общинная организация жизни в ее классическом варианте была характерна для кочевых монголов; но и оседлым обитателям среднеазиатских земель она была присуща почти в такой же степени. Исключение не составляла и система полуфеодальной власти на местах, включавшая в себя владык захваченных городов, царедворцов и бюрократический аппарат (с тех пор мало что изменилось). И та, и другая стороны могли по-своему понимать «правила игры» и вкладывать несколько разный смысл в основные термины и понятия – «защищать», «победить», «проиграть», «разрушить», «истребить», «уничтожить» и т.д.[27] Но, пожалуй, с учетом особенностей их эпохи, друг друга они понимали лучше, чем сегодня их обеих понимаем мы. Что, например, могло значить «истребить жителей»? А кого надо было считать жителями? Относились ли женщины к жителям городов? Вопрос, на первый взгляд, странный, но еще в XIX веке статистика, – по крайней мере, в царской России, – часто игнорировала их при подсчете общего числа населения (т.н. «числа душ»). По традиции средневековья женщин не убивали, а захватывали как добычу или «использовали»; причем, если им сохраняли жизнь, то не из жалости, а просто потому, что не рассматривали в качестве собственно человека[28]. Точно так же российская статистика столетней и двухсотлетней давности могла определять население «по дворам» (при учете крестьян), то есть, иными словами, в расчет принимались фактически только главы семей. А в средневековой Англии под «жителями» подразумевались, главным образом, те, кто владел хоть какой-либо недвижимой собственностью и в силу этого платил налоги… В мире, основанном на общинном мышлении, где целое постоянно заменялось частью, не было никакой необходимости буквально трактовать сказанное и содеянное. Допустим, Чингисхан для демонстрации своей силы и власти отдавал приказ уничтожить – нет, не весь город, а лишь его часть, воспринимавшуюся жителями как символ города, – главное здание (дворец, крепость, мечеть), квартал либо ненавистный свободолюбивым кочевникам рынок. Знакома ли нам такая ситуация? Представьте себе сценку: тётка Параска, обезумевшая от горя и страха, прибегает где-нибудь в 1942 году к партизанам с криком: «Фрицы село спалили!!!» – «Что, всё?!» – «Да не… Сельсовет там, правление колхоза, магазин…»[29]. Заметим: у страха глаза велики, и человеку свойственно преувеличивать размер причиненных разрушений в экстремальных ситуациях, – скажем так, обобщать. Иными словами, замещать целое частью. Конечно же, мы не можем совсем исключать случаи натурального разгрома городских поселений, как и случаи вполне реальной массовой резни со стороны воинства Чингисхана. Задача автора – не обелить завоевателя, а задуматься над тем, как оно было – или могло быть – на самом деле. Скажем, город Отрар одним из первых подвергся нападению в пределах государства Хорезм. Этому городу Чингисхан предъявил отдельный счет – убийство своих послов и предательство доверившихся (особо тяжкое преступление, согласно законам Великой Ясы); собственно говоря, происшедшее в Отраре и явилось в значительной степени причиной нападения монголов на Хорезм. Согласно хроникам, Отрар был стерт с лица земли и все его жители вырезаны подчистую, поскольку Чингисхан взвалил на город коллективную ответственность за злодеяние правителей (коллективная ответственность, как мы понимаем, могла распространяться и на людей, и на вещи, предметы – части единого целого). Но именно это предположение заставляет считать, что по образу и подобию Отрара летописцы прошлого начали со временем видеть судьбу всех прочих подвергшихся нападению городов – в равной степени. Отрар мог вполне стать символом общинного восприятия действительности, со всей его привычкой к тождественности мышления. С другой стороны, мы не можем также исключать и того, что разрушение части целого оказывалось на самом деле символическим. Скажем, для того, чтобы перестать считаться военным, достаточно отцепить от пояса меч (знак отличия и боевой доблести) и демонстративно отдать его победителю. А для того, чтобы крепость перестала считаться крепостью, достаточно, например, спустить флаг, снять ворота и произвести некоторые внешние действия, которые приведут к невозможности выполнения крепостью своих функций в глазах современников. Ведь даже в наше время полк номинально перестает считаться полком в случае, если он утратил в бою знамя!.. Теперь о битвах и сражениях. Выше, в тексте, мы рассматривали отрывок из труда Ю.Липса, где речь шла о поединках богатырей, заменяющих собой военные столкновения. Нам сейчас трудно себе представить, какую важную роль играли эти мини-поединки для людей, живущих по общинным «понятиям». Ведь общинная психология предполагала слепую веру в предопределенность, нечто высшее, которое якобы управляло развитием событий и намечало место человека и общины в мире. Есть добрый знак – и «Бог с нами» («боги с нами», «духи с нами»). Есть плохая примета – и сопротивление бесполезно, так как «от судьбы не уйдешь»; этот фатализм древних вытекал из их неспособности спорить с окружающей средой и внешними обстоятельствами, а может быть, и с самими собой. Древний человек – покорный человек, по крайней мере, перед тем целым, которое он себе вообразил и от которого эмоционально зависел. Можно ли считать, что все битвы, официально зафиксированные в истории, имели место в действительности? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно, по крайней мере, определиться, что считать битвой. Сражение Добра и Зла (а с точки зрения общины, – наших, настоящих и не-наших, чуждых, неведомых) – удивительно расплывчатое понятие. Скажем, масштаб битвы есть некая условность. В иных битвах было задействовано формально огромное число людей, но лишь немногие из них действительно имели возможность вступить в прямой контакт с неприятелем и физически «отделать» его, особенно в эпоху холодного оружия. Если два представителя враждующих сторон вступали в единоборство перед строем, то правила и традиции не допускали вмешательства извне; в случае смерти одного из воинов рандеву двух армий могло перерасти во всеобщую потасовку – как оно нередко и бывает в первобытнообщинном мире, при столкновении племен (по отзывам этнографов). Но если поединок заканчивался символическим проигрышем – позором, – кого-то одного, то стороны могли и разойтись, причем проигравшие молчаливо принимали условия «игры»[30]. Вместе с тем, битвой могла считаться и обычная дворовая свалка, в которой вынужденно принимали участие все подряд «воины» определенной социальной, возрастной и т.п. группы (а те, кто не входил в эту группу, не обращали на свалку внимания). Мы не можем брать за основу для определения понятия «битва» ее продолжительность. Сколько бы ни длилась любая схватка, проигравшая сторона всегда ее впоследствии драматизирует и «увеличит» по времени – хотя бы ради самоутверждения; впрочем, и победителям удобно задним числом «растягивать» происшедшее до бесконечности, чтобы полнее ощутить свое величие. Число погибших в битве однозначно нельзя относить к критериям ее оценки. В битве могло погибнуть множество людей, но по своей сути она могла быть ничтожной и внешне не похожей на войну; но и, наоборот, в каком-нибудь очень характерном историческом сражении убитых могло почти не оказаться. Так, известно, что столкновения тяжеловооруженных рыцарей-крестоносцев отличались крайне малым числом погибших – из-за защитных свойств брони. А японские средневековые источники свидетельствуют о том, что дешевенький меч рядового воина тупился после третьего удара, по какой причине многочасовый бой с противником чаще приводил к увечьям, нежели к смертям[31]. Итак, мы не можем однозначно сказать, что считать битвой, а что нет, и где проходит та грань, которая отделяет историческое сражение от неисторического. Отсюда следует вывод, что во всей обширнейшей военной истории человечества наверняка найдутся битвы-призраки, которые никогда не происходили в том смысле, в каком их сегодня склонны рассматривать мы. Как знать, может быть, «показательное выступление» каких-нибудь челубеев и пересветов[32] было для современников таким важным, что и века спустя сказители воспевали их подвиг, добавляя от себя всё больше и больше подробностей о «великой битве народов». И сегодня археологи, чертыхаясь, проводят кропотливую работу по отысканию следов того, что в действительности следов не имеет…[33] Размышляя о сущности принципа замещения, мы можем заметить, что он – многолик. Точнее, он имеет некоторое подобие структуры. Во-первых, одушевленное целое может заменяться одушевленной частью (например, когда один человек представляет весь свой род или этническую группу и соответственно несет за них ответственность). Во-вторых, неодушевленное целое может заменяться неодушевленной частью (одна книга может олицетворять библиотеку, знания вообще, золотая монета – богатство, снежинка – холода, и т.д.). В-третьих, одушевленное целое может заменяться неодушевленной частью, то есть каким-либо символическим предметом, знаком (черная метка у пиратов – символ всего пиратского рода, волос или обрезок ногтя человека в магии и т.п.). И, наконец, в-четвертых, неодушевленное целое может заменяться одушевленной частью (при одушевлении мертвой материи, скажем, «оживший» ветер, дух горы, душа драгоценного камня, восставший из могилы покойник и пр.)[34]. Первые два случая представляют собой параллельную схему реализации принципа замещения, а вторые два – перекрестную: ![]() ![]() ![]()
[1]
Смутное представление о том, что правильно, а что нет; оно вытекает не из
обучения, а из аналитических основ человеческого разума.
[2]
Норма определяется потенциальными возможностями человека как такового и
его разума. Кроме того, автор данной статьи придерживается мнения, что
нормой считается не большее, а лучшее, т.е. в основе определения нормы –
не количественный, а качественный аспект.
[3]
Другой вариант: активнее в отрицательном смысле, с точки зрения разрушения.
[4]
Взамен остается реактивный стиль мышления и познания окружающей
действительности (от слова ре-акция: есть действие – и возникает
противодействие, появляется раздражитель – на него следует ответ).
Реактивный ум мыслит категорией тождества: всё равно всему, равное
раздражение вызывает равную по силе и содержанию реакцию.
[5]
Действителен и обратный вариант: иногда мы не способны адекватно
воспринять уровень более низкий по сравнению с нашим собственным. Об этом,
кстати, и идет речь в данной работе.
[6]
То есть цивилизации майя, ацтеков и родственные им.
[7]
Ранее считалось, что мы произошли от неандертальцев. Теперь, таким образом,
считается, что человек разумный кроманьонского типа развивался
изолированно от неандертальцев и наряду с ними, а потом – просто убрал с
дороги несколько более низких по уровню развитию «конкурентов» другой
генетической модификации.
[8]
По сообщению римских авторов, во времена основателя Рима Ромула жители
окрестных селений не хотели отдавать своих дочерей в жены римлянам, и
римляне, пригласив соседнее племя сабинян на праздник, силой захватили их
дочерей и так добыли себе жен.
[9]
Елена Прекрасная, невестка царя Агамемнона, сбежала в Трою, и обиженный
Агамемнон уговорил всех греческих царей направить свои войска к Трое,
чтобы «восстановить справедливость». По преданиям, Троянская война
продолжалась десять лет.
[10]
Например, у ацтеков – два царя договаривались о сроках начала военной
кампании с тем, чтобы добыть в бою больше пленных («возлюбленных сыновей»),
которых затем приносили в жертву богам.
[11]
Южноафриканский правитель Шака, известный как «негритянский Наполеон», да
и живший с Наполеоном в одну эпоху, поверг соседние с ним, завоеванные им
и подчиненные ему земли и страны в пучину террора. По разным оценкам, он
истребил – часто «просто так» – до двух миллионов африканцев.
[12]
В США, например, существует немало исследовательской и учебной литературы,
в которой преувеличенно большое внимание уделяется равенству полов. В
результате иногда односторонне освещается роль той или иной личности в
истории – женские персонажи, даже малозаметные, намеренно выпячиваются
вперед, а некоторые мужские – напротив, «задвигаются» в тень.
[13]
Потому что сражаться приходилось с обезличенным врагом, символизирующим
собой темные, «потусторонние» силы, мир хаоса. Здесь позволю себе вернуть
читателя к условной фразе, прозвучавшей чуть выше: «Мужики, бусурмане
наших бьют!..»
[14]
То есть за действия, не совместимые с выживанием общины и ставящие под
угрозу ее устоявшиеся отношения с окружающей средой.
[15]
Имеется в виду, что один волос или обрезок ногтя человека может подменять
собой всего человека – и т.д.
[16]
Мнение девушки здесь обычно не играло особой роли и вот почему: все в
общине были равны (в пределах своей возрастной группы) и, в известной
степени, взаимозаменяемы – не этот, так тот! Одна часть целого без труда
заменялась другой.
[17]
Очень важное дополнение к тексту: общинная организация жизни предполагает
примерно равный доход каждого члена общины. Поэтому если чей-то доход
резко уменьшается вследствие внешних обстоятельств, то община организует
помощь. Но верно и обратное: ничей доход не должен заметно превышать
средний уровень. Если чей-то доход почему-либо резко увеличивается, то
община реагирует на это крайне отрицательно – вплоть до того, что
препятствует росту благосостояния «счастливчика», сохраняя, таким образом,
саму себя. Эту защитную реакцию иногда в социологии неверно квалифицируют
как «зависть».
[18]
Это правило сохраняется и сегодня, например, в республиках Средней Азии.
Как известно, для них характерен трайболизм – заметно выраженное
разделение по родоплеменному признаку. Род не имеет руководителя в
буквальном смысле слова, все вопросы решаются как бы сами собой, по «общему
мнению», причем очень быстро (особенно в деле соблюдения ритуалов) – по
схеме, выработанной поколения назад. Если вопрос не укладывается ни в
какие схемы, то община его не рассматривает вообще (игнорирует).
[19]
Примером является богатство церкви, церковной общины. А в Древнем Египте
богатство храмов и правителей также рассматривалось как общее достояние;
именно поэтому пирамиды строили не персонально для фараонов – их возводили
«для себя». Отбоя от желающих участвовать в строительстве не было – мы
упоминали об этом в начале статьи.
[20]
Выдающийся историк советского периода Л.Н.Гумилёв использует термин «комплиментарность»,
т.е. подсознательное ощущение взаимной симпатии и общности людей,
определяющее деление на «своих» и «чужих»; именно комплиментарность у
Гумилева положена в основу определения этноса. Автор данной статьи считает,
что взаимоотношения между членами небольших, тесно связанных групп людей,
перед которыми стоит задача совместного выживания (имеются в виду в т.ч. и
этнические и протоэтнические образования), определяются коллективным
бессознательным. При этом коллективное бессознательное понимается не так,
как у К.Г.Юнга, а на постюнгианский манер – то есть как совместный (групповой)
реактивный ум, совокупная болевая память организмов, обусловленная
физическими страданиями, болезненными эмоциями и переживаниями, стрессами,
шоками, негативным жизненным опытом и т.п. Чуть выше, в одной из сносок,
приводилась краткая характеристика реактивного ума.
[21]
Многие этнографы отмечают чисто функциональное отношение общинного
человека к окружающим вещам и предметам. Так, ожерелье из зубов животного
делается не «просто так», а с целью защиты от зверей; рисунок на камне или
кошме символизирует магическую связь с тотемом или высшими силами и т.д. и
т.п. Американский исследователь Африки Колин М.Тернбул, наблюдая жизнь
племен, поражался, почему у них принято во время уборки выкидывать из
хижины действительно прекрасные произведения народного примитивизма (статуэтки,
украшения, «безделушки») и оставлять на месте работы, порой более грубые и
безвкусные, на взгляд европейца. Причина же здесь – в разных критериях
оценки красивости. Люди на определенном уровне развития общества видят
красоту достаточно узко – с точки зрения их внутреннего, наполненного
духами мира, с одной стороны, и практической потребности, с другой. См.
также: К.М.Тернбул. Человек в Африке. – М., Наука, 1981.
[22]
Территориальная изоляция различных групп людей была вынужденной – из-за
отсутствия или неразвитости инфраструктуры, транспортных средств и средств
связи. Следствием являлся низкий уровень коммуникаций и замкнутость
коллективов. Отсюда – предпосылки для существования общин.
[23]
Чем больше общинное начало, тем соответственно меньше индивидуальное
человеческое начало, и наоборот. Общинное человеческое начало тоже может
существовать, но в данном случае оно в группе будет как бы размыто – одно
на всех.
[24]
Крупный город государства Хорезм, находился на территории современной
Туркмении.
[25]
Кодекс правил Чингисхана, очень жестокий и безжалостный, с одной стороны,
и основанный на общинном равенстве, с другой. Так, к примеру, если конник
встретил в степи другого конника, то обязан был, в соответствии с законом,
предложить ему, как равному, еду и питье – на случай, если тот нуждался.
Несоблюдение этого требования влекло за собой смертную казнь.
[26]
Первое упоминание о применении артиллерии, например, на Руси относится к
1382 г. Пушки активно использовались турками при осаде Константинополя в
1422 году, – собственно говоря, с этого времени и ведется официальный «международный»
отсчет истории огнестрельного оружия.
[27]
К примеру, и сегодня на мусульманском Востоке «победить» нередко означает
наказать противника, навлечь на него несмываемый позор, унизить врага, а
вовсе не выиграть военную кампанию в буквальном смысле слова. Если угодно,
– одержать нравственную победу.
[28]
Женщины нередко были чужеродными в общине, их завоевывали, похищали или «выменивали»
где-нибудь на стороне. Даже русское слово «невеста» в буквальном смысле
сперва означало «невесть откуда взявшаяся».
[29]
Пример реактивного мышления: всё равно всему. Напомним, что реактивный ум
мыслит категорией тождества. За состояние страха, горя обычно отвечает
реактивный ум.
[30]
Символическая победа или символическое поражение в настоящем, вооруженном
поединке со временем привели к появлению спорта.
[31]
Основная часть погибших приходилась на начало схватки, после чего оружие у
большинства воинов постепенно тупилось. По-настоящему острыми, крепкими
клинками, которые невозможно было затупить, владела лишь воинская
аристократия (поэтому элитные мечи и сабли стоили баснословно дорого).
[32]
Челубей и Пересвет – представители соответственно монгольского и русского
войск, которые вступили в показательный поединок на Куликовом поле 8
сентября 1380 г. После их поединка началось Куликовская битва.
[33]
Многие знаменитые сражения прошлого не оставили после себя каких-либо
материальных подтверждений. Достаточно упомянуть Таласскую битву 751 года
(единственное в истории военное столкновение арабских и китайских
завоевателей Средней Азии), битву на реке Калка в 1221 году (первая
встреча русских с татаро-монголами) и др. Само по себе это не может
служить основанием для сомнений. Но с учетом знаковости и символизма тех
эпох предстает перед исследователями в определенном свете.
[34]
Видно, что в любом случае, при действии принципа замещения, неодушевленное
будет обладать нематериальным началом, которое имеет определенную власть
над людьми или заключает в себе некие силы.
[35]
Абстрактное мышление у [условно] древнего человека с легкостью переходило
в конкретное, и наоборот, то есть оба вида мышления были до определенной
степени взаимозаменяемыми. Аналогичную картину мы часто замечаем у детей,
у которых реальный и воображаемый миры соединяются в одно неразрывное
целое.
[36]Внутренняя
(подлинная) индивидуальность – развитая внутренняя свобода, умение
противостоять предписанным схемам и шаблонам поведения и мышления, в т.ч.
определяемым этническими стереотипами, а также неписаными законами
замкнутых групп; психологическая самостоятельность при выборе и принятии
решений, независимость в суждениях и поступках, раскрепощенность;
способность к рефлексии и самоанализу; отсутствие боязни иметь свое
обоснованное мнение, даже если оно идет вразрез с «общепринятым»;
человечность не по букве, а по духу; следование традициям и ритуалам не в
силу внешней необходимости, бессознательно, «потому что все так делают», а
осознанно, в силу внутренней потребности самовыражения, отношение к
церемониям как к высшему искусству.
[37]
Многочисленных правил и табу, порой необъяснимых для постороннего человека,
хватало в любом общинном обществе – ныне они часто воспринимаются как
приметы. Хватало их и у русских, и у народов, населяющих современную
территорию России. Скажем, на лошадь разрешалось садиться только с правого
бока, доить корову также следовало с правой стороны, соль из рук в руки ни
в коем случае не передавалась, веник в доме нельзя было поднимать выше
стола, как, впрочем, нельзя было передвигать и сам стол (он «переходил по
наследству» от старых хозяев к новым). И т.д. и т.п. Мелочно
регламентировались абсолютно все стороны жизни и быта. Это касалось –
особенно! – и еды: как есть, что есть и т.п. У русских, если ели из одной
миски всей ватагой, нужно было следить, какую часть варева ты зачерпываешь
ложкой в первый раз, во второй и т.д. (на третий раз мяса брать не
полагалось, чтобы «черта обмануть»). Четко разграничивалось, что кому есть,
в какое время суток и даже в какое время года. Известно о кастовом
различии питания на Востоке – в Индии, Японии и других странах какие-то
группы населения могли есть рис, какие-то – рыбу и т.д. У ацтеков четко
оговаривалось число съедаемых лепешек в зависимости от возраста,
социальной группы. У гавайцев женщинам запрещалось под страхом смерти есть
тропические фрукты – ананасы, апельсины и др. Понятие «женской» и «мужской»
еды хорошо знакомо жителям Средней Азии, например киргизам, которые
искусно разделывают приготовленное мясо, голову, и различные их части (куски)
подают сидящим за столом (достарханом) в соответствии с очень сложной и
строгой схемой, по иерархии.
[38]
Любой народный эпос, поскольку складывался в условиях отсутствия
письменности, то есть в общинное время, «непсихологичен» по существу. Во
внутренний мир героев – то, что герои чувствовали, переживали, с учетом
всех нюансов, тонкостей и оттенков, – сказители никогда не проникали,
ограничиваясь в лучшем случае однозначными словами: «закручиниться», «разгневаться»
и т.п. Зато в эпосах активно описываются внешние действия – битвы, походы,
поединки, которые, как мы помним, в действительности являются продуктом
присущего народному творчеству символизма, знаковости.
[39]
Надо полагать, что родственные связи (формальная принадлежность к роду)
воспринимались как некий знак, обязательный символ, – это к вопросу о
свойственном общинному мышлению символизме.
[40]
Повторяемость означает обезличивание каждого конкретного момента времени,
что хорошо укладывается в психологию общины.
[41]
Теория прамонотеизма разработана выдающимся австрийским религиоведом
В.Шмидтом. В своем фундаментальном двенадцатитомном труде «Истоки
представлений о Боге» (1912-1955) Шмидт доказывает, что первоначальной
религией человечества был монотеизм, что за всем многообразием
существующих верований, в т.ч. у самых отсталых народов, можно обнаружить
остатки этой древнейшей веры в единого Бога-Творца. По мнению Шмидта и его
последователей, прамонотеизм предшествовал всем формам религии, и лишь
впоследствии к нему примешались различные тотемические, фетишистские,
магические, анимистические и другие элементы. Таким образом, иудаизм,
христианство и ислам представляют собой возврат людей к изначальному
монотеизму их далеких предков.
[42]
Отчества сегодня сохраняются у русских, арабов, некоторых тюркских и даже
скандинавских (исландцы) народов.
[43]
Такой обычай сохраняется и сейчас, если говорить об имени, которое
записывают в метрику, и имени, даваемом при крещении.
[44]
Вплоть до недавнего времени религиозными правилами и обычаями запрещалось
произносить вслух собственное имя Бога – Яхве (Иегова). Этот запрет
особенно строго соблюдался в иудаизме.
[45]
Любопытно, что клички чаще всего отражают какие-либо внешние черты, а не
то, что скрывается за ними.
[46]
Присущее ему человеческое начало будет незначительным.
[47]
Чем больше страданий, – а чувство голода относится к страданиям, – тем
меньше человек склонен любоваться прекрасным; если страдания приобретают
перманентный характер, как в мрачные доисторические и субисторические
эпохи, то впору говорить о чувстве «антипрекрасного» в человеке. Отсюда –
и истоки многих религий, пытавшихся по-своему помочь верующим обрести
душевное равновесие (к примеру, основная идея в буддизме – мир полон
страданий, но все они иллюзорны, поскольку иллюзорен мир).
[48]
Причины этого явления рассматриваются в других статьях.
[49]
Дж.Фаулз в своем блестящем историческом романе-исследовании «Червь» (об
Англии XVII в.) сообщает: красивым считалось
искусственное, точнее, искусное, созданное руками человека, – например,
соборы, дворцы, города, но вовсе не естественное, натуральное, которое
воспринималось как дикое и потому не заслуживающее внимания. То есть
хорошенькая солнечная лужайка на опушке дубового леса у англичан той поры
не пробуждала никаких добрых чувств, если она не была обустроена кем-либо
из местных хозяев.
[50]
В данном случае – применительно к Германии.
[51]
Любимец французских левых, обласканный Сталиным нобелевский лауреат Андрэ
Жид был приглашен в Москву, выступал на съезде советских писателей и на
траурном митинге по случаю смерти Горького, а затем совершил большую
поездку по СССР. После возвращения во Францию опубликовал очень искреннюю,
великолепно написанную книгу, в которой, не кривя душой, произвел
подробный анализ советской действительности со всеми ее плюсами и минусами.
Книга произвела впечатление разорвавшейся бомбы и на Западе и на Востоке.
Левые подвергли Жида уничтожающей критике, в СССР имя его было запрещено.
Между тем, и сегодня, спустя семьдесят лет, не перестаешь удивляться
наблюдательности, проницательности и тонкости оценок признанного мастера
пера.
[52]
Достаточно вспомнить нравы, царившие в окружении Сталина, или повседневную
действительность многочисленных обкомов, райкомов и прочих управленческих
структур. Все они несли друг за друга коллективную ответственность. В
конце 1930-х гг. государственные, административные и партийные органы
вообще были обезличены, поскольку их руководителей ставили на посты и
убирали с постов с поразительной быстротой.
[53]
Поэтому незнакомый человек «общинного типа» на улицах Средней Азии без
колебаний обратится к прохожему, даже представляющему иную этническую
группу, со словами: «брат», «братишка» (при условии приблизительного
совпадения возраста – возрастная группа также должна быть одинаковой).
[54]
Видимо, в этом заключены истоки народного примитивизма – в данном случае
общинного творчества.
[55]
Как и в старину, когда никакого представления об авторстве и авторском
праве не существовало. Вот что пишет, к примеру, А.Я.Гуревич в своей
работе «Категории средневековой культуры»: «Автор, будь то создатель жития,
саги, проповеди, миниатюры, рукописи или какого-либо технического
усовершенствования, рассматривал свое творение прежде всего с точки зрения
коллективной, артельной работы над целым, которое уже было ему предзадано.
Такой взгляд не исключал авторского самосознания, но творческая самооценка
заключалась не в противопоставлении себя миру, не в утверждении своей
самобытности, несхожести с другими, а в смиренно-горделивом осознании
мастерства, с которым автор выявил и сумел применить унаследованные «цеховые»
навыки и знания, в том, что он с максимальной полнотой и совершенством
высказал истину, принадлежащую всем» (цит. по: И.С.Кон. Открытие «Я». –
М., Политиздат, 1978, с.180).
[56]
Примером служит реакция человека на какой-нибудь знак. Допустим, в Средней
Азии принято, принимая гостя, постоянно подливать ему чай – при этом пиалу
нужно наполнять не до краев (чем меньше объем налитого чая, тем больше
уважения к человеку, потому что чай приходится подливать чаще). Если же
гостю налить сразу полную пиалу, это будет воспринято как заведомое
нанесение обиды. Таким образом, обычное бытовое действие рассматривается в
качестве знака и понимается соответственно.
[57]
Пример: девушка по-приятельски разговаривает с парнем и, по ходу дела, с
иронией говорит ему: «Ты дурак!» Выражение вполне недвусмысленное, но
молодой человек ничуть не обижается, потому что умеет мыслить отвлеченно и
по-своему оценивает конкретный оборот речи. В иной ситуации, если фраза
произнесена угрожающим или не допускающим возражения тоном, она на
подсознательном уровне будет пониматься «адресатом» более буквально. В
этом плане важно, не что
сказать, а как
сказать.
[58]
Представляется справедливым провести параллель между личностным,
индивидуальным началом, с одной стороны, и человеческим началом, о котором
шла речь в начале статьи. Во всяком случае, на взгляд автора, у них общие
корни.
[59]
Автор придерживается и такого определения реактивного ума: реактивный ум
есть совокупная болевая память клеток всего организма; применительно к
человеческим системам: реактивный ум есть совокупная память всех членов
коллектива, вмещающая в себя коллективный отрицательный опыт и негативные
эмоции, препятствующие совместному выживанию или снижающие его потенциал.
[60]
Мнимая опасность может часто происходить от недостатка знаний об
окружающем мире.
[61]
Что, естественно, не отменяет чисто биологическое чувство страха,
известную осторожность и даже нерешительность в ответственный момент.
[62]
Наследие этой идеологии остается у индейцев и сегодня. В Мексике ежегодно
с шумом отмечается День Смерти, в котором, правда, много жизнерадостного,
несмотря на название; символом его являются черепа, скелеты.
[63]
Убитых (умерших) грудных детей, тем более некрещеных, из крестьянских
семей, в прежние эпохи почти наверняка в число жертв не включали. С другой
стороны, к числу оставшихся в живых, по-видимому, не относили
представителей религиозных меньшинств, «инородцев», рабов, заключенных и
т.п.
[64]
Примерами могут служить «Робинзон Крузо» Д.Дефо (1719) и «Путешествие
Гулливера» Дж.Свифта (1726), чрезвычайно популярные у современников.
[65]
Ничего подобного мы не находим в большинстве древних памятников искусства
(может быть, за исключением немногих текстов Священного писания). Народный
примитивизм обходил тему страданий стороной. Так, на средневековых
лубках-иконках часто можно увидеть распятого Христа с совершенно
безучастным, бесстрастным выражением лица, что по тому времени
воспринималось как норма.
[66]
Декларация независимости США 1776 г. впервые декларировала право на жизнь.
[67]
Последнее соответствует возросшему человеческому началу в индивидууме.
|
© Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 2015г. Опубликован: 26/10/2013г., обновлен: 28 .02.2015. Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей. Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках. Книги "Основы милогии", "Милогия" могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом, URL1: milogy.net e-mail: [email protected] |