Предыдущая Следующая
Глава II.
Учитель Иисус, его истоки и развитие
Встает предварительный вопрос о том, кто хочет сегодня воскресить истинного
Иисуса, исходя из относительной ценности четырех Евангелий. Тот, кто проникся
созерцанием и интуицией, истиной, присущей проявлениям этого уникального жанра,
искусился бы ответить на все объективные факты критикой евангелийских
соответствий словами Гете. В конце его жизни друг сказал ему:
— Как вы знаете, совершили открытие, что Евангелие святого Иоанна
недостоверно.
— Что значит достоверно? — ответил автор «Фауста», — что же тогда извечно
прекрасно и истинно?
Этими великолепными словами престарелый поэт, глубочайший мыслитель своего
времени, поставил на место тяжеловесные построения критической и чисто
документальной школы, притязательное уродство которой прекратило скрывать от
нас Истину и Жизнь.
Но будем более четко излагать свои мысли. Установлено, что греческие
Евангелия были составлены после смерти Иисуса на основе еврейских традиций,
непосредственно восходящих к последователям и очевидцам жизни Учителя. Содержат
они или нет некоторое противоречие деталей и представляют ли они нам пророка
Галилеи под разными углами зрения? Как заключить для нас истинность и
достоверность их текстов? Может, датой их редактирования? Может, горами
скопившихся на них комментариев? Нет. Их сила и истина состоит в живом единстве
личности и доктрины Иисуса, очищенных им. Она имеет подтверждение тем фактом,
что это слово изменило лицо мира и новую жизнь, что ее может еще воскресить в
памяти каждый из нас. Вот высочайшее свидетельство исторической реальность
Иисуса из Назарета и достоверности Евангелий. Все остальное второстепенно.
Когда те, которые подобно Давиду Штраусу подражая некоторым теософам, желают
убедить нас в том, что Христос есть только простым мифом «грандиозного
исторического humbug»; их смешной педантизм требует от нас веры более
слепой, чем вера правоверных, более фанатичной. Жан Жак Руссо прекрасно
высказался о ней: если бы грешники из Галилеи, писари Иерусалима и философы
неоплатоники Эфеса сфабриковали бы все рассказы на тему Иисуса Христа, якобы
победившие античный мир и завоевавшие мир современный, то это было бы чудом
более аллогичным, более трудным для понимания, чем все чудеса Христа, которые,
глазами современных оккультистов в качестве посвящения всех времен, есть делами
известными, признанными, но доведенными им до наивысшей силы. Материальные
чудеса были сотворены современникам Иисуса для доказательства. То, что
необходимо Я нам сегодня с не менее непреодолимой силой, это поразительная
личность, несравненное духовное величие самого Иисуса, который все более и
более предстает перед нами из Евангелий и из человеческого сознания.
|
Срочное изготовление печати м.марксистская |
Дорожные велосипеды в Гатчине. |
Скажем, следовательно, вместе с Рудольфом Штайнером: «Современная критика
Евангелий освящает нам только внешнюю и материальную сторону этого документа.
Из нее мы ничего не узнаем о их сущности. Настолько значительная личность, как
Христос не может быть объята одним из его учеников. Она раскрывается каждым из
них согласно их возможностям, с разных сторон его природы. Предположим, что
сфотографировали дерево только с одной стороны, это было бы его только
частичное изображение; но представим что его сфотографировали с четырех сторон,
— это его полное отображение. Предыдущая Следующая
|