Предыдущая Следующая
Понятно, что насытившись такими спектаклями, даже пария имел хотя и
отдаленное, но грандиозное предчувствие о сокровенных тайнах ведической
мудрости и о некем божественном мире.
* Эта точка зрения была замечательно
освещена графом Гобино в его неординарной, но гениальной книге L'Inegalite
des races humaines (Неравенство человеческих рас).
** Виктор Анри, Les Litteratures de
l'lnde (Литература Индии), 1904.
*** Описание одного из этих змей можно
найти в «Вишну-пуране» под именем Калайени.
**** См. «Легенду о Кришне» в моей книге «Великие
Посвященные».
***** Скульптуры девадасси в
грациозных разнообразных позах можно обнаружить в горельефах и фризах
великолепного храма Ангкор-Том в Камбодже.
* * *
Можно ли сказать, что эти воззвания к девадасси являются лишь идеальными
мечтаниями относительно баядерки, сирены, одурманивающей изяществом и
сладострастием? — Но не такими были впечатления тех, кто посетил колоссальные
руины Ангкор-Том в Камбодже и кто на себе испытал странное обаяние его
удивительных скульптур*.
Архитектурное чудо исчезнувшей цивилизации, эти руины внезапно появляются
как некий фантастический город в глубине огромного леса, дикое уединение
которого защищало их, заполнив их до половины пышной растительностью.
Путешественник проникает внутрь святилища через дверь, над которой возвышается
огромная маска Брахмы с двумя высеченными из камня слонами по бокам, которых
лианы в течение тысячелетий сжимают в своих объятиях, не имея сил их задушить.
Посреди священного города высится центральная пагода, разрушенный собор.
Посетитель входит внутрь храма и часами бродит под темными сводами этих
бесконечных монастырей, где в полутьме возникают грозные великаны. Он поднимается
и спускается многочисленными лестницами, проходит дверь за дверью, теряется в
лабиринте беспорядочных дворов. Иногда, подняв глаза кверху, он замечает
изумительные головы Девов в раскрашенных митрах, грифонов или святых,
высеченных из камня. Голова Брахмы, репродуцированная в четырех лицах на
капителях колонн, голова гигантская и невозмутимая, размноженная до
бесконечности, его рассматривает, надоедает, преследует его одновременно со
всех сторон. На стенах и фризах бесконечная череда горельефов иллюстрировала
эпопею Рамаяны, как если бы легендарный герой пересекал храм со своей армией
обезьян для того, чтобы завоевать Цейлон.
|
Тонирование авто: тонировочная пленка оптом - информация на ресурсе darts-filmz.ru |
В этом пандемониуме чудовищ, людей и богов один персонаж особенно поражает
внимательного посетителя. Это — фигура хрупкой, воздушной, удивительно живой
женщины. Это — небесная нимфа, божественная Апсара, изображенная в виде
божественной танцовщицы. Повсюду видны ее изображения в различных позах, одной
или в группе, то выпрямившейся и задумчивой, то изогнувшейся в волнообразном
движении с отведенной ногой, или с руками, сложенными на голове и томно
прогнувшейся. Иногда в нижней части стены она кажется останавливающей
грациозным жестом лавину воинов и колесниц, иногда можно заметить целую дюжину
этих девадасси, образующих на фронтоне ритмическую цепь из своих танцевальных
па, как бы для того, чтобы пригласить тяжеловесных ратников последовать за ними
в их стрекозий полет. Многие из этих скульптурных танцовщиц имели венчик нимфы
и держали в руке лотос. Они как цветы, распускающиеся в чаше всеобъемлющей
жизни, возбуждали расцвет души, как колокольчик — серебристый звук, и кажется
будто они желают унестись в бурном танце в звездный сон Брахмы. Предыдущая Следующая
|