Предыдущая Следующая
Говорит ли это о том, что установления Эвмолпидов безопасны для греческих
городов и эллинской цивилизации? Подобно положительному электрическому заряду,
который превращается в отрицательный на противоположном полюсе, мистический центр
в некоторых перифериях проводил в движение враждебные силы, подобно морскому
приливу. Оргиастический народный культ, периодически возрождающийся в Греции,
союзы Корибантов и Менад служат тому примером. Эвмолпиды хорошо это знали и
предвидели опасность, удвоив строгость дисциплины и введя, совместно с афинским
Ареопагом, смертную казнь для каждого, кто разглашал тайну Мистерий. Но
опасность от этого не уменьшалась, ибо жалкие остатки, включенные в доктрины и
элевсинские представления вопреки всем предосторожностям выходили наружу и
выражались в народе с внешними извращениями. Перед этими профанациями,
повсеместно поражающими эллинскую религию одинаковый страх испытывали и жрецы
Аполлона, и архонты Афин. Эта грубая и искаженная интерпретация тайных доктрин
угрожала вере в Богов и, вместе с этим, и самому существованию античных
городов. — Eskato Bebeloi! Долой профанов! — кричал элевсинский герольд,
пришедший в Афины, чтобы открыть великий осенний праздник. Он мешал
непосвященным, наряду с другими, передавать тайные вещи. Рассказывают, между
прочим, что внутри Элевсинского храма с базальтовыми колоннами, в часовне
Гекаты, мрачном месте, имитирующем Тартар, жрец, при слабом свете факелов,
провозглашал кощунственные изречения, а именно: 1. Человек есть сотрудник
Богов. 2. Сущность Богов является незыблемой, но их проявления зависят от
времени и места, и их облик является частью творчества людей. 3. Наконец, сами
Боги изменяются и развиваются вместе со всем универсумом.
«И что? — в аристофановском стиле спрашивали софисты и щеголи стадионов и
гимнасиев, — человек, творение Бессмертных, равен им? И Бог, подобно
комедиантам, ежеминутно меняет в гардеробе свои наряды, чтобы ввести нас в
заблуждение? Наконец, Боги развиваются в соответствии с человеческими
капризами? В таком случае им они и созданы; тогда можно сказать, что их нет!»
Эта ниспровергающая речь, эта фривольная болтовня, в которой верховные духи
на все времена поколебали таинства религии и понятия высшей мудрости, были
предприняты для того, чтобы напугать власть имущих всех греческих городов. В
этом насмешливом недоверии было кому расшатывать Олимпийского Бога, Зевса из
слоновой кости и золота, высеченного и отделанного Фидием, также как и
гигантскую Палладу, божественную Деву, с глазами из драгоценных камней, стоящую
в Парфеноне, опирающуюся на свое копье и держащую в руках крылатую Победу.
Также Эвмолпиды удвоили бдительность и суровость Ареопага. Безжалостно
применялась смертная кара по отношению к разглашателям и профанаторам.
Несмотря на все это, Элевсинские идеи шли своей дорогой во имя мира. Мы
увидим их выход, подобный контрабанде и манере все делать неожиданно, наилучшее
и наиболее живучее искусство, греческий театр, предок современного театра.
Театр, в действительности, был ни чем иным, как причиной бегства Мистерий и
самозванцем в городе. Это явление так любопытно и столь значительно, что все
загадки жизни и эволюции, некоторым образом радовавшиеся за его кулисами, были
слишком плохо поняты вплоть до сего дня, ибо мы не осознавали необходимости упорно
их добиваться. Предыдущая Следующая
|