Предыдущая Следующая
Вот аполлоническое виденье в его простодушии и изначальной достоверности.
Свобода современной критики считает его только холодной аллегорией и игрой
возбужденного воображения. Наука о Духе, освобожденная от всех схоластических
или народных суеверий, видит в нем остаток античных представлений, высшего
вдохновения, используемого ясновидящим духом. Как и Гомер, Гесиод называет Муз
дочерьми Мнемосины, слова его переведены Мудростью Памяти. Мнемосина
действительно представляет это всеобщее воспоминание о природе, об астральном
свете, неуловимых стихиях, возвышенном, в котором волнуются образы прошлого.
Девять Муз Гесиода предстают духовными вестницами этого света, сладострастными
пробуждениями наивысших человеческих способностей, утонченными сеятельницами
наук и искусств в умах людей. Разумеется, что свободное воображение поэтов,
начиная с Гомера, нашло свое отражение в этих первоначальных представлениях.
Но, в целом, и мифология, и греческий эпос отлично демонстрируют это астральное
виденье, которое греки называли светом Аполлона.
Но Аполлон не предстает только покровителем городов, эталоном прекрасных
эфебов, вдохновителем поэзии. Он является также богом предсказаний и мудрости.
Эти два атрибута делают из него панэллинского бога, духовного лидера трибунала
амфиктионии, высшего судью греческих народов. Исходя из своего положения, он
вмешивался в судьбу индивидуумов и наций. Это была его наиболее заметная,
наиболее важная роль. Он демонстрировал свое присутствие и активность во всем
античном мире. Так, многие иностранцы, от тиранов Сицилии и Лидии и до фараонов
Египта, приходили к нему за советом. Но он передавал предсказания жрецам и
жрицам только своего храма. Афины были умом Греции, но только в Дельфах
находилось ее трепещущее сердце. Отправимся, следовательно, в Дельфы.
|
По низкой цене оборудование для сварки на выгодных условиях. |
* Гиперборейские жрицы Делоса Девы-Делиады,
которые говорят уже в гомеровском гимне и останки которых Омолль нашел в
гробницах Делоса, слагали его продолжение.
* * *
И вот мы далеко от города Паллады, крепости, свободно господствующей над
равниной Аттики, между отдаленной улыбкой моря и благоухающими склонами Гимета.
Дельфы — это местность грандиозная и трагическая.
В мрачном ущелье Фосиды, в глубине бездны скал, гора Аполлона съеживается
против вертикальных стен Парнаса, как орел, напуганный молнией. Издали она
кажется маленькой, из-за колоссов, которые ее окружают; чем ближе подходишь к
ней, тем она понемногу увеличивается. Рядом с ней, между Парнасом и горой
Кирфис, вырывается из зловещей извилины поток Плейстоса и грохочет над горным
хаосом. Никакого горизонта; лихорадочная земля, расщелины, повсюду грозно
нависающие вершины, откуда земные колебания свергают огромные глыбы. Из этих
вздыбленных в небо вершин, как и из глубоких бездн, земля демонстрирует свою
вулканическую мощь созидания и разрушения.
Почему Бог света выбрал для своего жилища это ужасное место? Как и
современные путешественники, античные паломники, шедшие длинными вереницами по
равнинам Крисы, испытывали это гнетущее чувство. Но оно смягчалось, освещалось
возвышенными образами и благородными сдержанными чувствами, по мере приближения
к цели. Отдаленный блеск мрамора и бронзы оказывал на них первое ослепляющее
впечатление. Они пересекали предместье Мармарии, затененное оливковыми
деревьями и ясенями, и поднимались на Священную Дорогу. Там они совершали
поклонения памятнику Марафона с его бронзовыми бойцами и героями Афин и
стоящему напротив него памятнику спартанцам, как воспоминанию об их победе при
Эгопотамахе, размещенного там лакедемонянами как вызов своим соперникам, вместе
с Зевсом короновавшим царя Лисандра. Паломники все поднимались и поднимались по
широкой дороге, извивавшейся в зарослях лавра и мирты. Сокровища неприятельских
городов, форсировавшие примирение перед общим Богом, волновали их. Они
поклонялись фиадской колонне, родосским сокровищам, подножию Платеи, Мессенской
Победе и грациозным книдским кариатидам. Предыдущая Следующая
|