Предыдущая Следующая
Словом, существовала пропасть между высокой брахманской культурой и пестрым
миром, копошащимся под ней, в среде трех низших каст. Такая же пропасть
существовала между Севером и Югом Индии еще во времена легендарного завоевания
полуострова Рамой, к чему свелся первый спуск ариев в долины Индостана. — Наверху,
в сердце Гималаев, у истоков Ганга и на берегу священных озер жили благородные
аскеты, проводя время в молитвах и созерцании вечного Брахмы. — Ниже, на
склонах великих горных цепей и на холмах вблизи рек возвышались алтари, где
поклонялись Агни, священному огню. Над пламенем, в чистом эфире раннего утра
правоверный служитель культа изображал бога Брахму, восседающего на лотосе
небесного цвета и медитирующего о творении мира, в то время как царь и воины
поклонялись космическим силам и атмосферным явлениям природы, солнечной Савитре
и Индре, который гнал перед собой дождевые облака, чтобы оживить землю. В этом
культе небесного света и огня они нашли источник своей веры и жизненной
радости. Но в центре и на юге Индии население поклонялось жестокому и
кровожадному богу, Шиве, Разрушителю. В трусливом ужасе перед ним склонялись,
чтобы избежать его гнева и снискать расположение. Его представляли
омерзительным, скрежещущим зубами, с черным чревом, красной спиной,
встряхивающим четки из человеческих черепов, висевшими на его плечах, и
низвергающим полчища воющих темных сил, призванных вызывать лихорадку, чуму и
смерть»**. Довольно часто ему поклонялись как воплощенному в одной из
тех допотопных рептилий, которые тогда еще жили в диких горных ущельях. Иногда,
охотясь на тигра в лесах массива Виндхья, цари Севера, возвышаясь на своих
величественных слонах, замечали группу местного населения, распростертую перед
одним из этих змееподобных чудовищ, свернувшимся в своей пещере, которому
преподносились человеческие жертвы***. В этом случае царь, которого
называли сыном Девов, набрасывался на чудовище, чтобы изрубить его на куски, но
иногда, он отступал, преисполненный отвращения и ужаса, опасаясь умереть от
черной магии «царя змей», и увлекал за собой в паническом бегстве весь свой
кортеж с многочисленными лошадьми и слонами.
|
часы настенные с логотипом на заказ |
Таким образом, пропасть, приоткрывавшаяся иногда между этими двумя расами,
двумя религиями и двумя мирами, заставляла задуматься как брахманских
мыслителей из крупных городов Аиодхия и Хастинапура, так и ясновидящих аскетов
Гималаев. Не было ли это вторжение низших сил своеобразным реваншем завоеванных
рас над победителями? Не было ли это восстанием укрощенной Девами природы,
которую они использовали лишь в качестве ступени? Должны ли победители
раствориться в массе побежденных? Должен ли Брахма отступить перед Шивой, а
лучезарные боги ведического неба свергнуты с престола демонами вырождающихся
рас? Не существует ли между ними какой-либо связи, возможного примирения? — Пропасть
кажется непреодолимой, а зло — неискоренимым.
Именно тогда появился реформатор, чья миссия состояла в том, чтобы дать
Индии новую душу и оставить в ней неизгладимый след. Он спустился с уединенных
мест Гималаев и звался Кришной****; его последователи отождествляли его
с новым Богом, культ которого он учредил. Некоторые ученые, проявившие чудеса
эрудиции для того, чтобы объяснить все древние религии с помощью солярных
мифов, хотели видеть в Кришне лишь персонификацию Солнца. Но религия, которую
он принес в мир и с которой связывают его имя, характеризует жизнь ее
основателя гораздо лучше, чем любое жизнеописание. Именно Кришна дал индусской
душе нежность по отношению к природе, Страсть мечты и жажду бесконечности. Он
привнес в нее глубокий багряный цвет, напоминающий пурпур ее вечеров, с
оттенком индиго. Предыдущая Следующая
|