Предыдущая Следующая
В ведические времена, Вишну был лишь одной из форм солнечного бога,
олицетворяющего дневной ход небесного светила, которое, поднимаясь, восходя к
зениту и опускаясь, в три шага преодолевало свой путь. Кришна создал из него
солнечный Глагол (духовную власть), второе лицо в божественной иерархии,
видимое проявление Брахмы через мир душ и живых существ, но особенно через
человечество. Кришна был отшельником, который, пребывая в глубоком уединении, с
детства испытывал огромную любовь к жизни и красоте, но не как желание, а как
сочувствие. Он не осуждал жизнь в ее первоисточнике, как это был вынужден
делать Будда. Он ее освящал как путь спасения, способный привести душу к
благочестию и совершенству. Он указал ей перспективу возможного освобождения и
преобразования. Всякий раз, говорил он, когда мир в нем нуждается, т.е. когда
мир приходит в упадок, Вишну воплощается в мудреца или в святого для того,
чтобы напомнить о его высоком происхождении. Будучи высшим сознанием Брахмы,
Вишну приходит исправить в какой-то мере неизбежные ошибки Бога-творца, который
из-за своей бесконечной раздробленности в живых существах, из-за их громадного
числа позволяет им удалиться от своего возвышенного источника. Морские и земные
чудовища являлись лишь предварительными набросками и неизбежными ошибками Брахмы,
точно так же, как грехи и преступления людей являются их бессознательными и
произвольными ошибками. Кришна одновременно учил любви к жизни в ее
многообразных формах, жизни, которая представляет собой нисхождение Души
универсума в материю, ее инволюцию во все существа, — любви к Богу,
которая является человеческой эволюцией этой индивидуализированной души,
ее возвращением к своему истоку. Для этого он предлагал следующие средства:
любовь, доброта, сострадание, познание и вера, — наконец, полное отождествление
мысли и существования со своей первопричиной Атмой, божественным Духом.
|
кирпич строительный характеристики |
Так была вновь установлена связь между двумя противоположными мирами, между
ужасным Шивой, Необузданным Богом буйной природы и животных страстей, с его
демонической свитой, и Брахмой, Богом чистого Духа, парящего в небесах на
символическом лотосе, окруженного сонмом блистательных богов, которых он
усилием своей мысли направляет сквозь многоцветную вуаль Майи в лоно мировой
души, своей божественной супруги. Ибо теперь Шива-Разрушитель являлся
лишь хаотичной, спутанной и искаженной копией высшего Бога, зловещей тенью Брахмы-Творца
в низшем мире, в то время, как его Сын, Вишну — божественный посланник,
летающий на крылатом Гаруде с неба на землю и с земли на небо, стал Посредником
и Спасителем.
Великолепная, удачная концепция, которая идеально подходила к этническому
материалу Индии. Три мира (Дух, Душа и Тело), представленные тремя богами
(Брахма, Вишну, Шива), точно соответствовали социальной конструкции, образу
универсума, составляли, подобно ему, органичное целое. Каждому из трех
социальных классов придавался определенный культ и функция, соответствующие его
потребностям и способностям. У духовно развитых интеллектуалов,
представленных брахманами, был культ Брахмы с соответствующей божественной
наукой, образованием и обучением. У тех, страстных интеллектуалов,
представленных царями и воинами, был культ Вишну, который внушал героизм и
энтузиазм. Им принадлежала материальная власть и право вершить правосудие. Для инстинктивных
людей, представленных низшей расой, предназначен культ Шивы, которого
брахманы усиленно старались облагородить, делая из него бога природы и стихий,
определяющего инкарнации и повелевающего жизнью и смертью. Итак, божественная
троица, воплощенная в структуре универсума и человека, отражается также в
социальной организации для поддержания в ней, насколько это возможно, единства
и гармонии. Добавим, что брахманы открыли для членов низших каст перспективу
подняться на уровень выше, через праведную жизнь, но только после перехода в
другую инкарнацию. Предыдущая Следующая
|