Предыдущая Следующая
Глава II.
Видимая Греция. — Аполлон Дельфийский
Во времена древних пеласгов Зевс-Юпитер один царствовал над вершинами Фракии
и Фессалии, где владел святилищем в Додоне. Он имел также и другие горы в
Аркадии и на Крите, склоны горы Иды. Это был великий Бог, но неприступный и
гордый. Он имел министров жрецов-царей, живущих на укрепленных высотах. Они
принуждали силой и страхом, имя их — победоносные Титаны, сыновья Урана и
сатурнианской Ночи. Их оракулам слепо повиновались. Взывая в ночи к многочисленным
взорам небесного свода, сгибались под его быстрыми молниями, слышали его
грохотание в содрогании дубов. Через указания своим жрецам-царям он властно
распоряжался судьбами народов, объединял их в группы, беря под свою защиту
вокруг гигантских стен. Но этот уранический и космогонический Бог мало
интересовался жалким родом смертных, скорее он их только терпел, чем любил. Его
сила покровительствовала домашнему очагу, договорам, клятвам. Но кто же он,
Непреступный? Кто его видел?
Произошла настоящая революция, когда дорийцы, одетые в звериные шкуры,
вооруженные большими луками и длинными стрелами, дорийцы, вышедшие из друидов,
громко взывающих в сакральном исступлении перед боями к Гелиосу, остановились в
Элладе. Солнечный Бог, которого они принесли с собой в лазурных, сверкающих
глазах, в своих колчанах и гимнах, не был далеким Богом, но Богом,
присутствующим повсюду. Солнце являлось только его внешним знаком, его небесной
колесницей. Этот сын Зевса говорил непосредственно с сердцами людей. Он говорил
на новом языке, без оружия, без лиры и песен. Скоро огромное потрясение
постигло греческую душу, дрожь света и мелодии. Как Зевс гремел в своих
вершинах, так Аполлон являлся в красивых телах и гимнах веселья! Говорили
тогда, что ритмы небесных светил передались конечностям людей, многословной
речи, струнам лиры, воинственным фалангам, чистым теориям, чтобы
выкристаллизоваться в зарождающихся колоннах и в архитравах времен. Солнечный
Глагол Аполлона создал гармоничного человека и города. Это было его первое чудо.
Все это находит отклик в гомеровском гимне Аполлону*. Греческий дух
антропоморфизировал и локализировал своих Богов, но уловил в своей поэзии
отзвук отдаленных космических событий.
«Только для тебя, о Феб, — говорит сказитель, — эти вдохновленные песни, и на
твердой земле, вскармливающей коров, и на островах. Высокие скалы поют тебе, и
вершины гор, и реки, бегущие к морю, и высокие мысы, выделяющиеся в морях и
волнах». Даже сама Земля поет гимн Богу, со своей фауной и флорой, живо
отвечает окружающими ее лучами. Знаменитый сказитель переходит к рождению
Аполлона. Основное событие нашей планетарной системы, — появление Солнца в
сатурнианской ночи, которое риши Инда видели в аспекте космогонической
реальности в образе огромных кругов тени и света, — приняло в греческом
представлении форму грациозной сказки, пронизанной глубоким символизмом. Эта
дорийская мысль передается ионийским сказителем. Лето, стоя на коленях и обняв
Делосскую пальму, родила Бога. «Все Богини кричали от радости... А мать дала
Аполлону не материнскую грудь, а золотой меч, но Фемида (Правосудие)
преподнесла ему из своих бессмертных рук нектар и желанную амброзию, и Лето
радовалась, ибо она родила сына, могучего лучника. Феб, после того, как выпил
нектар, не мог больше сдерживаться, и разорвал все свои узы. Он говорит
Бессмертным: Предыдущая Следующая
|