Предыдущая Следующая
Если сказать одним словом, Аполлон — это статический Бог Откровения,
а Дионис — динамический Бог Эволюции. Их столкновения, конфликты и
временные альянсы определяют историю греческой души с эзотерической точки
зрения.
Эта история имеет три этапа: первобытный орфизм, Элевсинские мистерии и
трагедия Афин. Эти три светлых момента каждый раз показывают нам победу
аполлонического принципа над принципом дионисийским, и последующее примирение
соперников. Предоставленный самому себе, Дионис дает волю страстям,
затерявшимся в бесконечности, но, под воздействием Аполлона проявляет
очарование и чудесные силы. Греция обозначила, следовательно, это уникальное
событие материи, когда космические силы в их неравной борьбе с другими
народами, достигли совершенного равновесия и определенного их гармонического
объединения. Соглашение Аполлона и Диониса является шедевром эллинской религии
и тайной священной Греции*****.
Вот таким образом нам представлялась искаженная и спутанная в затянутом
клубке сила наиболее мистеризированного во Вселенной гордиева узла греческого
духа. Но у меня нет меча Александра, чтобы разрубить его! Попытаюсь распутать,
по крайней мере, несколько его нитей. Как и в видимую нам Грецию, постараемся
проникнуть в Грецию, которая для нас невидима. После быстрого взгляда на
полихромный фасад храма, сверкающий статуями и трофеями, мы войдем в сам храм.
Возможно, там мы увидим силы распорядительницы чудес, которой мы восхищались
снаружи.
* У Э.Шюре зачастую происходит смешение
персонажей греческой и римской мифологий. В данном переводе используются топько
греческие имена. — Прим. ред.
** См. этюд Ренана о Религиях античности в
его Essais d'Histoire religieuse (Очерки религиозной истории) и Philophie
de l'art en Grece (Философия искусства в Греции) Тэна.
*** В частности, четыре трактата: Об
Исиде и Осирисе, О «Е» в Дельфах, О том, что Пифия не прорицает более стихами,
и о Храмах, в которых предсказания прекратились.
|
Световые короба на авто. Световые короба чехов. Световые короба москва. |
**** Лучшее описание Элевсинских мистерий
я почерпнул не из рассказа о личном посвящении, данном ученикам Эвмолпа, а из
описаний известных ежегодных храмовых праздников, найденных в Simbolique
(Символическое) Кройцера, переведенном и аргументированном Гиньо под названием Religions
d'antiquite (Религии античности). — См. также замечательную работу Фукара Recherches
sur l'origine et la nature des Mysteres d'Eleusis (Исследования истоков и
сущности Элевсинских Мистерий), 1895, и замечательный этюд о «Раскопках в
Элевсине» (Ш.Дьелю в его Excursions d'Eleusis (Элевсинских экскурсах). —
Находим живое описание Дельф и Элевсина в новой и привлекательной книге Андрэ
Боньера Le Sourire d'Athena (Улыбка Афины).
***** Необходимо отдать должное тому, кто
открыл трансцендентное значение Аполлона и Диониса для греческой эстетики. Сама
Греция, настолько сильно показавшая ее в мифах и реализовавшая в Мистериях, не
выразила однако ее устами философов. Быть может, она ее не сформулировала,
потому, что жила ею. Что касается современников, то никто о ней не
догадывается. Только Ницше разгадал ее в своем гениальном труде «Рождение
трагедии из духа музыки». Обозначив во всей греческой литературе разительный
антагонизм между апполлонистическим и дионисийским элементами он
характеризует первые как феномен мечты, а вторые — как феномен упоения.
Приятны грезы красивых снов; упоение вызывает нечто вроде слияния души с душой
существ и элементов. По этой причине Ницше называет Аполлона принципом
индивидуализации, благородной человеческой индивидуальностью, а Диониса — принципом
идентификации с природой, возвращения к Великому Всему. С этой глубинной
точки зрения он производит новую и яркую дедукцию, сначала в контрасте между
созерцательной безмятежностью эпических сказителей и буйной страстью греческих
лириков, и, затем, в примитивной природе дифирамба и в истоках трагедии, где
эти два принципа утверждаются и синтезируются. В итоге Ницше прекрасно
охарактеризовал психо-физиолозические результаты силы аполлонической и
силы дионисийской и показал их контрудар в греческом искусстве. Но его склад
ума и философия не позволили ему подняться до космической силы, в
которой аполлоническая мечта и дионисийский энтузиазм являются только
рефлексирующей действительностью. Так как он не признавал существования
духовного мира выше мира физического, виденье аполлонийских архетипов может
быть для него только поэтической галюцинацией, а дионисийский экстаз — только
возвращением в небытие или к бессознательности стихий. Под раздраженной
сетчаткой философии Шопенгауэра, свет Аполлона и страсть Диониса превращаются в
черное пятно пессимизма. Это только совершает открытие более замечательное.
Нужна была особо обостренная интуиция, чтобы возвыситься до Мистерий и
приподнять краешек их вуали, без знания эзотерической традиции и полной иллюминации. Предыдущая Следующая
|