Предыдущая Следующая
— Кто мне даст кифару дружбы и изогнутый лук? Я раскрою людям истинные
намерения Зевса. Лучник Феб опустил на землю длинные волосы широкими дорогами,
и все Бессмертные были изумлены, а Делос покрыл все окружающее золотом и оно
расцвело как вершина горы под лесными цветами».
Далее автор гимна описал чудесные следствия культа Аполлона в Делосе. «Между
тем он явился, в то время, как ионийцы также собирались для тебя, и он верил в
то, что столько Бессмертных защищены от старости. И он восхищался их милостью
ко всем, и он был прекрасен своей душой, он хотел созерцать мужчин и женщин в
красивом окружении, их быстрые корабли и их многочисленные богатства, и, сверх
того, великое чудо, восхваление которого не прекратится никогда, чистых Делиад,
служительниц Лучника Аполлона. Они восхваляли сначала Аполлона, затем Лето и
Артемиду, радуясь ее стрелам. Затем они вспоминали об античных мужчинах и
женщинах, и, исполняя гимн, воспевали человеческий род. Они могли имитировать
голоса и ритмы всех народов и, говорили, что слышался один голос, настолько
совершенно согласовывали они свое пение».
Не видно ли в этой картине зарождение новой религии? Привлеченные звуками
аполлонийской музыки, к священному острову со всех сторон прибывают корабли.
Под звуки лир мужчины и женщины поднимаются в храм. И кажется, что эта
человеческая архитектура целомудренна и значительна. Это отпечаток Аполлона на
ионийской расе. По его следам греческие города располагались в ритмах красоты.
Несколькими столетиями спустя, когда после Платейской победы греки воздвигли в
этом городе алтарь Зевсу Освободителю, они пожелали, чтобы первый огонь был
принесен из храма в Дельфах, еще оскверненного присутствием варваров. Молодой
юноша, Эвхидий, вызвался совершить этот пробег более чем в 20 лье, причем так,
чтобы не потушить огонь. Когда он, равный марафонскому бегуну, принес этот
огонь, то упал мертвым. Это была дань уважения мужественной молодежи своему
Богу.
|
Получить визу в Швейцарию. Виза в Швейцарию доступная. |
Аполлон руководил организацией города, и своим очень проницательным и
благородным влиянием проявлялся в поэтическом вдохновении. Эти поэтические
волны вдохновения, которыми солнечный Бог управлял в Элладе и Ионии, и которые
отражены там многочисленными сказителями, вошли в «Иллиаду» и «Одиссею», эпопею
и теогонию Гомера, труды Гесиода, в разнообразные циклы героических легенд и
мифологии, которые образуют большой круг не смешиваясь, подобно ряби на
прозрачной воде. Каков же изначальный характер и природа этого вдохновения?
Лукреций говорил, что люди увидели впервые возвышенные формы богов во время
сна. Начало теогонии Гесиода подтверждает эту гипотезу. Подле фиолетового
источника Гиппокрены, в густой тени высоких дубов, Гесиод увидел своих Муз. Во
сне он видит их сошедшими со снежного Олимпа. «Как мчащаяся оболочка густого воздуха,
они идут в ночи, повышая свои прекрасные голоса и восхваляя бурного Зевса и
почтенную Геру, Аргию, идущую в своих позолоченных сандалиях, и дочь бурного
Зевса светлоглазую Афину, и Феба Аполлона, и веселую лучницу Артемиду. Пастухи,
спящие на свежем воздухе, — кричали они, — подлый род, существующий только ради
своих животов, мы можем говорить многочисленными измышлениями, похожими на
истину, но можем также говорить правду». Так сказали правдивые Девы великому
Зевсу, и дали мне скипетр, зеленую ветвь, чтоб пожинать восхитительные лавры;
они вдохновили меня своими божественными голосами, теперь я могу говорить о
прошлых и грядущих событиях». Пробудившись от сна, Гесиод понял свое
предназначение. Он написал: «Ради чего оставаться вокруг этих гор и вершин?»
Пастух стал поэтом. Предыдущая Следующая
|