Предыдущая Следующая
Технология мозга создавалась миллионы лет, но
компьютеры, которые по-настоящему развиваются лишь около века, уже побеждают
лучших шахматистов. Может быть, компьютер с развитой индивидуальной личностью
еще не появился на свет, но он уже зашевелился в своей бинарной утробе.
Технология, работающая на углеводородах, имеет свои
пределы. Мозг человека ограничен 1) размерами, 2) временем, необходимым для
обучения, и 3) скоростью обработки информации. Компьютер может быть любого
размера, с безграничной памятью и необозримым программированием. Что касается
скорости, современная технология уже позволяет обрабатывать информацию в
пикосекунды (триллионные доли секунды), в то время как человеческий мозг
производит свои операции лишь за микросекунды156.
Человеческий мозг — машина, хотя и весьма сложная; все
его причуды, его самосознание и способность к адаптации в конце концов будут
объяснены. Сейчас идут шумные споры о том, способен ли компьютерный мозг
превзойти мозг человека и как скоро это произойдет. Это в самом деле лишь
вопрос времени. Два общественных класса в романе Г.Уэллса «Машина времени» —
«морлоки», производящие материальные бла-
156 Реагеоп, 2014.
История
и политика евгеники
135
га, и «элои»-потребители, похожие на детей, —
возможно, появятся раньше, чем мы думаем. Существами, похожими на элоев, будем
мы.
Эта, быть может, не столь отдаленная реальность
отводит евгенике гораздо более скромную роль, чем можно было бы предположить.
Всякая попытка усовершенствовать человеческий мозг направлена на инструмент,
который по самой своей сути ограничен в своих возможностях. Зато мозг машины
станет чем-то вроде Бога.
Мы, индивидуумы, в отведенной нам тысяче месяцев существования
— или около того — немногим менее эфемерны, чем соломинки на ветру. «Мыслящий
тростник», — сказал Паскаль. Но нам доверена судьба мысли, культуры и самой
жизни, мы можем либо растратить по мелочам наследие миллионов поколений в угоду
своему эгоизму и повинуясь племенным инстинктам, либо шагнуть вперед —
выполнить наше предназначение, признав свою ответственность перед будущим
миром, держась за руки в великой цепи поколений.
136
Заключение
Заповеди отца Второзаконие,
6: 1—9
По мере того, как коллективный человеческий ум все
упорней раздумывает над своим происхождением и своим будущим, евгеническая идея
возрождается в своем непреходящем виде — ибо речь идет о вопросах, не зависящих
от того, будем ли мы на них настаивать или отмахнемся от них.
В сиюминутном общепринятом левом-правом политическом
континууме, где нет места ни развернутому во времени определению человечества,
ни одухотворенной телеологии бытия, право голоса имеют только ныне живущие
избиратели, чьи интересы с евгенической точки зрения могут быть квалифицированы
лишь как периферийные и служебные.
Конфликт интересов между нынешним поколением и теми,
кто придет после нас, — конфронтация моральная, в то время как политику можно
определить как создание союзов, заключаемых по соображениям общей выгоды. Какие
же группы готовы стать партнерами будущих поколений, если подобное
сотрудничество невозможно? Существуют ли вообще такие группы? Предыдущая Следующая
|