Предыдущая Следующая
Сожженные, как жертва, вы — невидимки...
Д.Г.Лоуренс,
«Запах ирисов»
По Дарвину, естественный отбор оказывает предпочтение
такому поведению, которое способствует выживаемости. Самоубийственное
поведение, казалось бы, должно вести к вымиранию вида. Как же тогда, спрашивали
социальные биологи, можно объяснить поведение пчелы, которая кусает врага,
вместе с жалом вырывает свои внутренности и погибает? Ответ заключается в том,
что все решает выживаемость генотипа, а не индивидуума. Защищая улей, пчела
умирает, но другие члены пчелиного сообщества, ее генетические копии,
продолжают жить и размножаться: шансы на выживание их генов увеличиваются
жертвой индивидуума.
До совсем недавнего времени выживание человеческого
индивидуума было в высшей степени проблематичным. Люди — физически уязвимые
существа с непрочным кожным покровом, слабой мускулатурой, без когтей, с
атрофированными клыками. По-видимому, внеклановый каннибализм в первобытную
эпоху повышал шансы на выживание вида. Чужие особи или группы были не просто
врагами, но и потенциальной пищей. Мы являемся результатом именно такого
эволюционного процесса.
У всех животных видов внесемейный альтруизм — редкое
исключение. Выживание требует максимального напряжения сил, а энергия,
израсходованная на чужие гены, — это энергия, которую можно было употребить на
благо собственных детей. Таким образом, рассеянный или несфокусированный
альтруизм снижает выживаемость.
Можно представить большинство свойств в виде точек,
образующих некий континуум. Если поместить рассеянный альтруизм на одном конце,
а сфокусированный — на другом и провести статистическую кривую, она резко
отклонится в сторону сфокусированного альтруизма, то есть к прямому потомству.
Объединение семей в бульшие группы (племена)
сопровождалось специализацией и сотрудничеством. Статистическое отклонение в
сторону сфокусированного альтруизма сохранялось, но уже не безусловно. Люди
научились «жить по правилам», симулируя несфокусированный альтруизм. Но гены
при этом особо не изменились. Политическая история homo sapiens представляет собой непрерывную цепь
насилия, и любое объективное определение места человека в царстве зверей
относит его к хищникам.
Каким должно быть наше общество? В той степени, в
какой альтруизм определен нашими генами, искусственный отбор теоретически мог
бы создать социальный контур, направленный в сторону рассеянного альтруизма.
Трудность продвижения к лучшему обществу состоит в том, что процесс этот
непременно сопряжен с усилиями и даже жертвами ныне живущего поколения,
наделенного поистине диктаторской властью над потомством.
Все это приводит к довольно мрачным выводам.
Специалист по экологии человека Гаррет Хардин считал, что бесполезно ожидать от
людей действий, противных их собственным интересам53. По мнению
биоэтика Питера Сингера, взаимный альтруизм есть всего лишь «технический термин
для сотрудничества»54.
Как осуществлять отбор с целью поощрения альтруизма?
Как измерить альтруизм? Где проходит граница между ролью наследственности и
ролью среды (nature-nurture)? Какие гены вступают в игру и в каких
комбинациях? Какая тут наследуемость? Какие комбинации позитивных и негативных
подходов евгеники окажутся наиболее эффективными? Предыдущая Следующая
|