Предыдущая Следующая
Внезапно появился Будда, душа глубокой чувствительности, измученная поиском
последних причин. Едва родившись, он уже казался подавленным тяжестью, я не
знаю скольких, существований и обуреваем жаждой высшего покоя. Утомление
Брахманов, прекративших действовать в застойном мире, во сто крат увеличилось у
него из-за нового чувства: огромной жалостью ко всем людям и желанием вырвать
их из страдания. В порыве возвышенного благородства он хотел найти спасение для
всех. Но его мудрость не соответствовала величию его души, а его смелость была
не на высоте его мечты. Незавершенное посвящение вынуждало его видеть дневной
мир в самом черном цвете. Из-за этого он хотел понять лишь страдание и зло. Ни
Бог, ни универсум, ни душа, ни любовь, ни красота не находили пощады в его
глазах. Он мечтал навсегда поглотить этих творцов иллюзий и страдания в пучине
своей Нирваны. Несмотря на чрезмерную суровость его нравственного учения, и
хотя сострадание, которое он проповедовал, устанавливало между людьми связь
всеобщего братства, все же его творение было особенно негативным и разлагающим.
Это доказано историей буддизма. В социальном и в художественном плане он не
создал ничего плодотворного. Там, где он воцарялся целиком, он порождал
пассивность, безразличие и отсутствие смелости. Народы, находящиеся под
буддистским влиянием, продолжают оставаться в состоянии стагнации. Те, которые,
как Япония, развернули удивительную активность, достигли этого на основе
инстинктов и принципов, противоположных буддизму. Однако Будда достоин большого
уважения, поскольку сыграл важную роль. Он обнародовал учение о реинкарнации,
которое до него оставалось тайной брахманов. Через него оно распространилось
вне Индии и вошло в сознание всех. Хотя и отталкиваемое официально или
скрываемое большинством религий, в истории человеческого духа оно не переставало
играть роль живучего фермента. Однако то, что для Будды было поводом ограничить
себя и умереть, для душ более энергичных и для рас более сильных стало поводом
для самоутверждения и жизни.
|
Эллиптический тренажер для похудения. дартс. Эллиптический тренажер care fitness futura. |
В самом деле, какой другой темп, и какой другой оттенок приобрела идея о
множестве жизней у арийцев или даже у семитов, которые ее восприняли!
Происходило ли это на берегах Нила, в Элевсине или в Александрии, шла ли речь о
последователях Гермеса, Эмпедокла, Пифагора или Платона, повсюду эта идея
принимала героический характер. Это больше не роковой путь Будды, а благородное
восхождение к свету.
Индия держит ключи от прошлого, но она не имеет их от будущего; это Эпиметей
народов, но не их Прометей.
Она заснула в своей мечте. Напротив, посвященный арий привнес в идею о множестве
существований ту потребность в действии и бесконечном развитии, которая горела
в его сердце подобно неукротимому пламени Агни. Он знает, что человек владеет
лишь землей, которую он орошает своим потом и кровью, что он достигает лишь
неба, к которому он стремится всей своей душой. Он знает, что универсум — это
чудовищная трагедия, но что победа придет к верующим и сражающимся. Сама борьба
была для него удовольствием и болью, неким стимулом. Он включает в цену высших
радостей любовь, красоту и созерцание. Он верит как в будущее земли, так и в
будущее неба. Последовательные существования из-за их разнообразия его не
страшат. Он знает, что небо скрывает в своей лазури бесчисленные сражения, но
также и неведомое блаженство. Космические путешествия обещают ему еще больше
чудес, чем земные. Наконец, он верит, вместе с Христом и его Глаголом, в
конечную победу над злом и смертью, в преображение земли и человечества, в
конец времен после полного схождения Духа в плоть. Старый буддизм и современный
пессимизм утверждают, что всякое желание, всякая форма, всякая жизнь, всякое
сознание являются злом и что единственное убежище — это тотальная
бессознательность. Их блаженство является чисто негативным. Арий рассматривает
утомление от жизни как разновидность малодушия. Он верит в активное блаженство
в процессе развития своего желания, как в суверенную плодотворность любви и
жертвоприношения. Для него эфемерные формы суть предвестники божественного.
Следовательно он верит в возможность действия и творчества во времени вместе с
осознанием Вечного, Подвергаясь испытаниям и жизненным невзгодам, он чувствует,
что его душа подобна кораблю, стремящегося уцелеть во время шторма.
Единственный отдых — это божественное спокойствие, к которому он стремится.
Словом, в понимании ария исчезновение видимого универсума, то, что индус
называет сном Брахмы, было лишь невыразимой мечтой, молчанием Глагола,
сосредоточившегося в самом себе для того, чтобы слушать пение своих глубинных
гармоний вместе с мириадами душ и приготовиться к новому творению. Предыдущая Следующая
|