Предыдущая Следующая
* Ольденберг, Жизнь Будды.
** Известно, что буддизм продержался в
Индии лишь на протяжении приблизительно четырех веков. Затем он исчез, за
исключением Цейлона, и в каком-то смысле растворился в связи с усилением
брахманизма. Последний его победил без преследований, абсорбировал его
жизнеспособные элементы и сам от этого обновился. Известно также, что если
буддизм распространился в Тибете, Монголии и Китае, то это произошло путем
восстановления лучшей части метафизических и мифологических элементов, которые
Будда исключил, и путем глубокой модификации его учения.
*** Нравственные буддийские изречения,
резюмированные Ольденбергом.
**** Стоическая и величественная
оппозиция, но насколько больше величия в словах Христа: «И вот я с вами до
конца этого мира».
5. — Заключение
С философской точки зрения буддизм легко подвергнуть критике. Будучи
религией без Бога, моралью без метафизики, он не устанавливает никакого моста
между конечным и бесконечным, между временем и вечностью, между человеком и
универсумом. Однако отыскать этот мост является высшей потребностью человека,
это — основа существования религии и философии. Будда стремился вывести мир из
слепого и вредного желания жить. Но тогда как объяснить гармонию Космоса и
неутолимой жажды совершенства, присущей духу? Вот где метафизическое
противоречие. — Далее Будда хотел, чтобы изо дня в день, из года в год, от
инкарнации к инкарнации человеческое Я работало над своим совершенствованием,
постоянно одерживая победу над своими страстями, но он не предоставил ему
никакой трансцендентной реальности, никакой вечной ценности. Но тогда, чем
обосновать эту работу? Вот психологическое противоречие. — Наконец, Будда дал
человеку и человечеству в качестве идеала и единственной цели — Нирвану, чисто
негативное понятие, прекращение зла через остановку сознания. Этот saltus
mortalis*, этот прыжок в пустоту ничто, стоит ли он этого громадного
усилия? — Вот моральное противоречие. Эти три противоречия, вытекающие одно из
другого и тесно связанные друг с другом, в достаточной мере указывают на
слабость буддизма как космической системы.
|
Piramida-26 бильярдные кии с защитой от деформации в москве |
Но не менее истинно, что буддизм оказал глубокое воздействие на Запад. Во
все эпохи, когда философия и религия переживали значительные кризисы, в
александрийскую эпоху, в эпоху Возрождения и в наше время в Европе, как
отдаленное и смещенное эхо, слышалась буддистская мысль. Откуда же к ней
приходит эта сила? От ее нравственного учения и его выводов? Отнюдь. Она к ней
приходит потому, что Будда был первым, кто огласил всему миру учение, о котором
брахманы говорили лишь вполголоса и которое они прятали в тайниках своих
храмов. Однако это учение — настоящая тайна Индии, тайна ее мудрости. Я имею в
виду учение о множестве существований и тайну реинкарнации.
В одной очень старой книге некий брахман говорит своему коллеге на каком-то
собрании: «Куда идет человек после своей смерти? — Дай мне руку, Яйнавалкия, — отвечает
другой, — мы одни должны знать это. Ни слова об этом другим». И они говорили о
реинкарнации**. Этот отрывок доказывает, что в определенную эпоху это
учение рассматривалось брахманами как эзотерическое. Для этого у них имелись
веские причины. Если практически не существует истины, которая вела бы дальше в
тайные лаборатории природы и в процесс космической эволюции, то тем более ее не
существует для всех, ибо ее вульгаризация может привести к величайшим
злоупотреблениям. Чтобы передать особенное очарование, вкрадчивое и опасное
обаяние, которое во все времена эта тайна оказывала воздействие на горячие и
мечтательные души, позвольте мне привести здесь одну старую индусскую легенду. Предыдущая Следующая
|