Предыдущая Следующая
На вершине этого мира, но как бы в стороне и в полном одиночестве, мы
замечаем скиты отшельников, находящиеся на склонах гор, на берегу чистых
прудов, полноводных рек или в чаще густых лесов. Они там жили со своими
учениками, погруженные в изучение Вед, молитву и медитацию. Дикие звери,
находясь в состоянии необъяснимого страха, отступали перед спокойной поступью
отшельников, и не осмеливались преодолеть ту невидимую преграду, которую ставил
перед ними их магический взгляд. Антилопы и газели, цапли и лебеди,
многочисленные птицы находились под покровительством анахоретов, которые
питались рисом, кореньями и фруктами дикорастущих деревьев. Спокойствие и
умиротворенность этих уединенных мест превращали их в разновидность земного
рая. В драме «Сакунтала» король Душианта, спускаясь с неба на колеснице Индры,
заметил на вершине какой-то горы рощу, местопребывание отшельников и
воскликнул: «О! Это мирное жилище более сладостно, чем само небо! Я чувствую
себя так, словно погружаюсь в озеро нектара». Это были молчаливые убежища, где
безобидные мудрецы жили вдали от призывов мира, пребывая в созерцании Вечного.
Можно подумать, что они не оказывали влияния на свое время, и однако это именно
они тайно им повелевали. Их престиж — непоколебим, их авторитет — высочайший.
Брахманы с ними советовались, цари им повиновались и иногда в старости, уйдя на
покой, уединялись у них. В действительности, эти отшельники наблюдали и
господствовали над брахманской цивилизацией. Именно их мысли, их религиозные и
этические концепции доминировали в ней и ее формировали. Строгие по отношению к
самим себе, эти мудрецы не являлись таковыми по отношению к другим. Избавленные
от всяких иллюзий, но снисходительные к человеческим слабостям, они всем живым
существам уделяли определенную долю своих усилий, труда и утешения. Их убежища
никогда не бывали полностью закрыты ни для жизни, ни даже для любви. Иногда
пожилая жена какого-нибудь брахмана основывала, под покровительством главы отшельников
и в непосредственной близости от него, скит для девушек благородного
происхождения, которые под видом кающихся грешниц готовились к замужеству в
условиях сельской, созерцательной жизни. Именно в один из этих скитов поэт
Калидаса поместил очаровательную идиллию Сакунталы. Наконец, степенные аскеты
иногда поддавались влечениям чувств. Они им уступали в чрезвычайных
обстоятельствах, но это приключение представлено в индусской поэзии в виде
легенды, как ниспосланное провидением событие, имеющее высшую цель. Поэты
рассказывают, что когда Боги хотели заставить людей родить существо, наделенное
божественными добродетелями, они отправили к весьма уважаемому аскету одну из
тех небесных нимф, прозванных Апсарами, которая преследовала его своей чарующей
красотой и спустя некоторое время рождала ребенка. Анахореты его усыновляли,
воспитывали и гораздо позже он становился героем или знаменитой владычицей. Не
скрывается ли за этой очаровательной легендой своеобразная тайна брахманов?
Означает ли она, что они иногда позволяли себе временный союз могущественного
аскета с женщиной на его выбор для того, чтобы состоялась инкарнация какой-то
души, готовой к высшей степени духовности? Возможно. Во всяком случае, этот
факт доказывает, что брахманы рассматривали сам аскетизм как источник
интеграции и духовной силы для многих поколений людей.
|
Лазерная Гравировка - гравировка стекла. |
Предыдущая Следующая
|