Предыдущая Следующая
* См. поразительное описание этого праздника
в книге Шеврийона, Sanctuaires et paysages d'Asie (Святилища и пейзажи
Азии) (Утро в Бенаресе).
** См. прекрасные рассказы
ученого-индолога и поэта Анджело де Губернатиса в его Perigrinazione indiane.
*** «Рамаяна», т.1.
1. — Риши ведических времен и исконная мудрость
После того, как Ману, завоеватель Индии, названный Рама* по индусской
традиции, и которого древние греки гораздо позже идентифицировали со своим
Дионисом, проложил путь последователям, могучий поток арийской расы спустился с
высокогорных плато Ирана через долину Инда на равнины Индостана. Тогда черное,
желтое население первобытной Индии оказалось лицом к лицу с победителями, с
белой кожей, золотистыми волосами, высоким челом, которые им казались
полубогами. На своей колеснице, увлекаемой белыми лошадьми, арийский
предводитель появлялся перед ними увешанный сверкающим оружием, с копьем или
луком в руке, подобно богу Индре ведических гимнов, который гнал перед собою
небесные тучи с молниями и громовыми раскатами. Со своими союзниками он легко
восторжествовал над ордами чернокожих туземцев, с которыми он сражался. Он гнал
их перед собою, подчиняя их без насилия, без жестокости, иногда единственным
своим присутствием. Из местного населения, жившего в племенах, он делал
ремесленников, кузнецов, ткачей шерсти и волокна, или охранников для больших
стад скота. Суеверный и напуганный туземец, обожавший своих идолов, змей или
драконов, видевший в солнце и звездах лишь враждебных демонов, с удивлением
слушал арийского вождя, что он спустился с этого солнца и что бог Индра,
грохочущий в небесах и повелевающий молнией так же, как он армией, является его
покровителем. Часто посреди огромного пастбища, окруженного изгородью, в
деревянном доме, занимаемом патриархом, темнолицый слуга с таким же удивлением
видел, как ослепительной белизны супруга хозяина оживляла огонь очага с помощью
величавых жестов и магических заклинаний, называя это пламя богом Агни. Тогда
он себе говорил, что эта раса владеет какой-то новой магией и что огонь,
который она принесла с собой, пришел к ней от богов опасных, от богов свыше.
|
Купите справку с места работы в нашем офисе и получите официальную справку о зарплате. |
Если только спросят у патриарха, у арийского предводителя или у вождя
племени, откуда к ним пришла их власть, богатство, тучные стада, благородная
супруга, доблестные сыновья, цветущие дочери, они ответят: От жертвоприношения
огню, которое мы с брахманом торжественно воздаем на холме.
Однако, что означает это жертвоприношение огню? И кто был этот брахман?
Перед рассветом семейство или целое племя собирается на холме, где возвышается
алтарь из дерна. Славят Аврору, «великодушную Аврору, дочь неба, пробуждающую
все сущее». Она занимается, на алтаре в сухой траве с помощью двух кусков
дерева зажигают огонь, и утреннее солнце скачет с одной горной вершины на
другую. Некий певец восклицает: «Возрадуемся величию и чуду этого Бога: вчера
он был мертв, сегодня он — жив!» Таким образом, Агни был в небе и на земле, в
солнце и в молнии; человек воскрешает мертвого Бога, зажигая огонь алтаря. Все
боги здесь смешиваются, и старики, разодетые как подобает почетному сословию,
приходят, чтобы усевшись на траве наблюдать за торжественной церемонией. Так
первобытные арии приобщались к всеобщему ритуалу жертвоприношения, и это
священнодействие было праздничным. Образ и движения богов, то есть невидимых
космических сил, прорисовываются здесь сквозь прозрачность универсума. День и
Ночь сравнивались с «двумя ткачихами, танцующими по кругу вокруг оси мира».
Небо и Землю называли «двумя створками мира». И арий верил, что через одну из
этих створок боги спускаются на землю, а через другую — люди поднимаются к
богам. Он в это верил, потому что он это представлял и предчувствовал в своем
интимном единении с первоэлементами. Когда же заклинатель огня, наставник
священной науки, или брахман утверждал то же самое, он начинал верить в это еще
больше. Предыдущая Следующая
|