Предыдущая Следующая
Безусловно так, Христос желал открыть дорогу к истине всем жаждущим душам,
но он также знал, что нужно ее распределять в соответствии со степенью
духовного развития. Простой здравый смысл отказывается верить, что духу такой
глубины был не знаком закон иерархии, управляющий Вселенной, природой и
человечеством. Но мнение, что в учении Христа не было ни уровней, ни таинств,
было опровергнуто всеми четырьмя Евангелиями. Однажды апостолы спросили у
Иисуса, почему он говорит притчами с людьми, на что тот ответил: «Для того,
потому, что Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо,
кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и
то, что имеет». (Матф. XIII, 10-11). Это означает, что осознанная истина,
то есть выкристаллизовавшаяся в мысль, является нерушимой, она
становится центром притяжения для новых истин, тогда как истина
инстинктивная и непостоянна истощается и рассыпается от множества
впечатлений. Следовательно, у Христа было тайное учение, предназначенное для
его учеников, учение, которое называлось «тайны Царствия Небесного». Но более
того. Если присмотреться внимательнее, то иерархия отчетливо проступает и
выражается в четырех ступенях классического посвящения: 1. Сначала простой народ,
которому он дает моральное учение в форме притч и сказаний; 2. Затем те семьдесят,
которые получили объяснения этих притч; 3. Потом двенадцать апостолов,
посвященных в «тайны Царствия Небесного»; 4. И, наконец, среди них, трое
избранных: Петр, Иаков и Иоанн, посвящены в самые великие тайны, только они
будут присутствовать при преображении. Также еще следует отметить, что среди
этих названных апостолов, только Иоанн будет единственным истинным эпоптом,
в смысле Элевсинских и Пифагорейских мистерий, то есть он ясновидец, который
понимает то, что видит.
В самом деле, Евангелие от Иоанна от начала и до конца характеризует высшую
степень посвящения. Творческое слово — гармония сфер, вечный творец миров, — это
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» — наполнило
первые строфы. Но рядом с этой метафизикой Отца, Сына и Святого Духа, которая
является лейтмотивом всего Евангелия и где чувствуется влияние
александрийского стиха с точки зрения формы, в которой воплотились эти идеи,
находят в Евангелие от Иоанна непринужденность, волнующий реализм, точные и
поразительные детали, которые обнаруживают особую тесную связь ученика с
Учителем. Это замечание распространяется на все повествование Страстей
Христовых и особенно на все деяния в Вифании, а самое важное — воскрешение
Лазаря.
Лазарь, которого Иоанн просто называет братом Марфы и Марии из Вифании, это
самый загадочный и самый необычный персонаж в Евангелии. Только Иоанн упоминает
о нем; ясновидцы о нем ничего не знали. Он присутствует здесь только для сцены
воскрешения. Чудо произошло, и он исчезает, будто провалившись. Однако он
входил в ту группу людей, самую близкую Иисусу, которая сопровождала его к
могиле. С этого момента возникает двоякий вопрос. Невольно мы спрашиваем себя:
Что это за неопределенная индивидуальность Лазаря, которая промелькнула как
призрак среди других персонажей, таких живых и таких четко выделенных в
Евангельском повествовании? С другой стороны, что означает его воскрешение? По
преданию, Иисус воскрешает Лазаря только для того, чтобы доказать Иудеям, что
он является Мессией. Но это низведет Христа до положения обыкновенного
чудотворца. Современная критика, всегда готовая полностью.отрицать то, что
вводит ее в замешательство, смело решает вопрос, провозглашая, что это чудо,
как и все другие, — игра народного воображения. Иначе говоря, некоторые
считают, что вся история Иисуса — только вымысел и что Иисус никогда не
существовал. Добавим, что идея воскрешения — главная христианская идея и
принцип его импульсивного действия. Интерпретировать и понимать ее, вводить ее
во всемирные законы — необходимо, но просто-напросто уничтожать ее — это
означает отнять у христианства его свет и силу. Его главный рычаг исчезнет
вместе с бессмертной душой. Предыдущая Следующая
|