Предыдущая Следующая
Нет ничего более трагичного и более странного, чем судьба самого Еврипида.
После жизни славы и продолжительного успеха, он был призван в царский двор
Македонии, к Архелаю. Там он сочиняет трагедию «Вакханки», которая является
абсолютным отрицанием его эстетики и оптимистической философии. Ибо в ней виден
царь Пенфей, растерзанный Вакханками после появления пророчества Диониса и
необходимости недоступных Мистерий. Удовлетворило ли это запоздалое отречение
от собственных взглядов Бога — кудесника метаморфоз? Казалось, что нет, если
можно судить по слухам, разбежавшимся по Афинам. Утверждалось, что во время
прогулки в одиночестве именитый гость македонского царя был растерзан стаей
сторожевых собак. После этого смелый символизм последователей Эсхила
разыгрался. Они утверждали, что дикие страсти, хулившие Еврипида в театре
Вакха, в которых он сам наряжал свою игру за время своей долгой жизни, были
входом к собакам Фракии, которые набросились на своего хозяина, как хищные
звери, что почти всегда заканчивалось пожиранием своего укротителя. Глубокая и
последняя ирония, — говорили они, — Богов, которых он хотел оскорбить!
Фабр д'Оливе, великий, но забытый мыслитель, высказал о творчестве Еврипида
справедливое замечание. Я процитирую его, несмотря на его непомерную строгость,
ибо оно придает несколько штрихов основной картине крушения трагедии, после
чего утратила потеряла правила и традиции Элевсина: «Если законы, с самого
начала изданные против тех которые, обзывая трагические сюжеты, опошляя мистическое
чувство, были исполнены, нисколько не нужно будет печалиться о том, что Еврипид
много трудился над настолько опустившимися бедствиями героями, настолько
помутненными разумом от любви принцессами, такими сценами бесчестия, скандала и
преступления; но народ, уже деградирующий и близкий к разложению, увлекался
этими опасными картинами, сам бежал навстречу развращенному действию, которое
ему было даровано. Это и есть шарм этих картин, талант, с которым Еврипид
приукрашивает признаки упадка афинских нравов, и премьера достигнет того, что
приносит чистоту религии. Театр, ставший школой страстей, не предлагая больше
душе никакой духовной пищи, открывает дверь, через которую проникают, вплоть до
храмов, презрение и насмешка над Мистериями, сомнения, сверхконщунственная
наглость и полное забытье Пророчества».
* * *
Трагедия, диво живого искусства, приближается к нам как цветок эллинского
чуда и последнее слово греческого духа. Я показал как миф о Дионисе породил ее,
как Элевсинские мистерии вдохновили этот шедевр и как она тотчас же впала в
декаданс, как только перестала их понимать. Вывод налагается на оценку этих
двух институтов, заклинание, которое открыло нам перспективу в истинной миссии
театра и в его возможностях будущего человечества.
Трагедия — это, по словам Аристотеля, очищение страхом и состраданием. Эта
формула совершенна в своей лаконичности. Однако она требует быть изученной.
Почему страх и сострадание становятся в великой греческой трагедии живительными
и очищающими? Потому, что они предстают для зрителя испытаниями души, которые
придают ей чистоту уподобления утешительным и возвышенным истинам, срывая с них
вуаль за вуалью. Без ясного понимания этих испытаний смертные муки страха и
стремления симпатии остаются бессильными. Но люстрация души, следующая за
трагическим ознобом, производит временное улучшение в душе, в которую проникают
лучи истины и непознаваемого блаженства. Целью Элевсинских мистерий было
сообщить саму эту истину посвященному посредством личного опыта, точных понятий
и выразительных изображений. Посвящения и Элевсинские праздники давали тем, кто
хотел это познать, ключ от противоречий и страхов жизни. Таким образом два
института взаимодополняемы и помогали друг другу. В трудах Эсхила и Софокла
смутно просматривается мир и свет по ту сторону страха и сострадания. У
Еврипида, диалектика и софиста, принадлежащего уже чисто духовной и
рационалистической цивилизации, для которой Сократ является стержнем, мы
находим страх и сострадание вне их трансцендентной действительности, т.е. вне
иллюминации и психологического успокоения, которыми они еще обладают в
первоначальной элевсинской драме и которые сохранились в большом объеме в драме
Эсхила и Софокла. Человек у Еврипида показан жертвой случая или божественного
суда. Можно сказать, что страх и сострадание стали наиболее мучительными в
понятии жизни, но в нем они потеряли свою облагораживающую благодетель, свою
силу воспитателя. Происходит расширение и обновление трагедии Эсхила и Софокла;
восходит взволнованная, но удручающая мелодрама Еврипида. Несмотря на величие
поэта и артиста, ему недостает божественного дыхания. Предыдущая Следующая
|