Предыдущая Следующая
Если мощь Мистерий блистала сквозь труды Эсхила и Софокла, мы больше не
найдем ее следов в их известном противнике и наследнике Евприпиде. С минуты на
минуту священные факелы, продливающие счастливый свет, погаснут, и мы осторожно
войдем в мрак слепой судьбы, в которой светились только факелы страсти и красные
огни Тартара. Откуда произошло это внезапное изменение? Его смысл обнаружить
легко. Современник Титана-Эсхила и божественного Софокла, также поэт. имеющий
манеру, приближению к ихней, и, быть может, в некотором качестве их превышающую
своей трепетной чувственностью, удивительной чистотой своего стиля и искусным
божеством своего воображения, Еврипид появился в другом мире, много лучше
нашего, в первую очередь, своим духом и природой души, в мире античности. Он не
только не имел никакого отношения к Элевсине, но был еще ревностным
последователем Сократа, не имевшего права выступать публично и отказавшегося
совершить посвящение, т.к., говорил он, он не хочет знать общеизвестные вещи
под клятвой молчания. Сократ твердо верил и учил, что лишь один рассудок может
надеяться на истину, и что только строгая логика, без помощи какой-либо другой
дисциплины, неизбежно ведет к добродетели как к счастью. Он поворачивается
спиной к античному видению, матери изначальной мудрости и всех античных
религий; он игнорирует интуицию, создательницу синтетической философии; он в
конечном счете смеется над вдохновением, источником поэзии и искусств. Спасение
он видит только в наблюдении, в анализе и в диалектике. Из этого, истинно и
дополнительно, как говорил Ницше, он является отцом непримиримого рационализма
и современного позитивизма.
Итак, Еврипид, хотя он поэт, и поэт гениальный, наиболее фанатичный
последователь этого учителя сомнения. Говорят, что он пишет только для этого
единственного зрителя. Ибо Сократ ранее никогда не ходил в театр и пошел туда
только ради того, чтобы послушать трагедии Еврипида. Какое утонченное
удовольствие для него услышать хор персонажей своего ученика, воспроизводящего
его силлогизмы, в которых разум чувствовал себя как в западне и парафразировал
его разрушительный скептицизм; его лицо Силена расцветало, и глаз Циклопа
светился перед этим спектаклем. Боги спускались с небес на своих золоченых
колесницах и под красочными масками декламировали торжественные стихи. В их
противоречивых речах неутомимый резонер видит Олимп упавшим в пыль и
рассеявшимся во всей мифологической фантасмогории. Поэтому он горячо аплодирует
этому пассажу из хора в «Ипполите»: «Конечно, когда провидение Богов
накладывается на мою мысль, снимает с меня тревогу, но едва ли думающий — Я
может быть им понят так, будто я отказываюсь видеть нищету и дела смертных».
Эта речь казалась пропастью, разделяющей творчество Еврипида от трудов его
предшественников. Те же сюжеты, те же персонажи и декорации; легенды все
гомерические, но религиозное чувство и глубокое понимание жизни исчезло.
Несмотря на знание страстей, на несравненное обаяние языка и бесчисленные
красоты деталей, в ней не чувствуется более той широты взгляда, которая
охватывает разом человеческие судьбы, пронзает их в глубину и проникает по ту
их сторону. Там нет больше духа Мистерий и, без него все убывает, сморщивается,
блекнет и падает в отрепьях. — Хор перестал быть глазами и ушами Богов, он
больше не представляет только народ, колеблющуюся массу, ничтожное стадо,
дрожащего и легковерного старца, гражданина «Всадников» Аристофана. — Как о
своем герое справедливо говорили, что Еврипид «воззвал зрителя на сцену». Все
великие персонажи, в которых миф восславил основателей греческой цивилизации,
были спущены на одну или несколько ступеней социальной лестницы. Геракл, этот
тип посвященного в свои двенадцать работ, стал хорошо живущим отважным, но
вульгарным и грубым; Ясон, завоеватель Золотого Руна-жалким и хныкающим. Едва
ли и Ахилл, Орест, Пилад сохранили свое достоинство. Еврипид создал
очаровательных дев, но их человеческие характеры изображены обычно слабо. Где
он был мастером, так это в художестве страстей самих по себе, когда они
становились хозяйками души и подменяли собой индивидуальность. Отсюда дикие
любовницы — Федра и Медея, рычащая Гекуба, тигрица материнской мести. Остальные
— патетические, создатель которых сам Еврипид. Никто не знал как вызвать у него
сострадание, заставить проливать слезы, но это сострадание бесплодное и
демонстрирующее, не дающее сердцу ни силы, ни утешения. Можно сказать, что
эстетика Еврипида — результат его философии, его патетическое, без света
убежище, необъяснимый трагизм его жизни. Он завещал нам не менее двух шедевров,
которыми часто вдохновляется современный театр, — «Ипполит» и «Ифигения в Авлиде»,
где он показывает лик эмоций. Но если идти вглубь этих драм, видно, что они
становятся приговором философии, которую Еврипид сделал своим рупором. Ипполит,
целомудренный и мудрый юноша, поклонник Дианы, несправедливо обвиняемой в
инцесте со своим отцом и убитой по своей просьбе Посейдоном; Ифигения, хрупкая
дева, принесенная в жертву своему отцу — варвару и полчищам суеверий;
свидетельствует ли это, что чисто духовная цивилизация, чтобы продолжать свое
существование, вынуждена жертвовать своими благородными детьми? Предыдущая Следующая
|