Предыдущая Следующая
Этими выразительными картинами, этим пластическим сном Орфей стремился
пробудить в своих последователях двойной источник одновременно земного и
небесного человека, возникший под действием космических сил, его многочисленных
успешных возрождений и возможности возвращения к Богу в великолепии и
беспорочной красоте. Такова основная концепция доктрины греческих Мистерий. Как
сияющий факел, освещающей глубины извилистой пещеры, ее мрачные стены и
глубокие изгибы, мистерия Диониса светит остальным мистериям. Она пугала
слабых, но сильные находили в ней мужество, радость борьбы, нерушимую надежду.
Это откровение зародилось позднее из пышного культа и светлой философии. Мы
увидели что выходящую из него вооруженную с ног до головы трагедию, как Афина
из головы Зевса.
Таким образом возникла, с одной стороны, общедоступная религия Олимпийцев, с
другой — тайная религия Мистерий; первая — для порфанов, вторая — для
посвященных. Они не противоречили друг другу и даже взаимно друг друга
дополняли. Скрытая религия была внизу, являясь внутренним организмом внешней
религии, ее приукрашенной поверхностью, пластическим выражением ее в физическом
плане.
Легенда, быть может символическая, быть может реалистическая, рассказывает, что
Орфей был роком своего Бога и умер, растерзанный Вакханками, как Дионис,
расчлененный Титанами. Таким образом Вакханки отомстили стойкой любви
единственной супруги, Эвридики, любящей до смерти, и одним ударом иронично
реализовали свою тайну в этом кровавом культе. Впечатляющая трагедия.
Опьяненные мужской кровью, Вакханки не любили возлюбленных Души и убивали их
при первой же возможности. Возможно так они хотели пробудить сына Аполлона и
спящую Персефону; они презирали их красивые испещренные тела их небрид, когда
они были под ветвистыми деревьями Фракии со своими свернутыми змеей руками. Кто
его знает, возможно умирающий Орфей был тем постоянством, дыханием которого
жила сакральная Греция, — и его отсеченная голова, унесенная рекой вместе с еще
дрожащей лирой, является истинным отображением ее творения.
Эвмолпиды начали приукрашать их посвящение и культ Орфическими доктриной и
традицией. Они считали их мистерии обширной космической концепцией и наиболее
возвышенной духовностью. Это произошло, без сомнения, в десятом веке до н.э., в
тот момент, когда народный и оргиастический культ Вакха, изливающийся из Фригии
как волна безумия, потрясал Элладу, посеянный в Фивах и вплоть до вершин
Киферона и Парнаса лихорадочным кортежем мужчин и женщин, размахивающих Вакхическим
жезлом и венками из виноградных ветвей, породивших одновременно страстный
лиризм, неизвестный во времена Гомера, и волнующую музыку с шумом барабанов и
изощренными звуками двойной флейты, тогда как повсюду раздавались крики: Эвиос,
Эвоэ! которым, казалось, хотели призвать из глубины лесов и гор Бога винограда
и веселья. Это происходило для того, чтобы задержать его продвижение и
противопоставить ему более возвышенное посвящение, к которому Элевсинские жрицы
адаптировали орфического Аполлона, введя его в культ Великих Богинь. В то же
время дисциплина стала более строгой, а наставления посвященных углубились. Предыдущая Следующая
|