Предыдущая Следующая
Многие народы, которые встречались, пересекались, обосновывались вместе с
древними пеласгами в Элладе, фракийцы, этолийцы, ахейцы, лидийцы, эолийцы
терпели они решая вместе с красотой земли загадки греческой религии и поэзии? В
их лицах я замечаю два типа, в которых синтезировались качества всех рас — ионийцы
и дорийцы. Ионийцы пришли из Азии, это те, которых индусы называют яванами, так
сказать те, которые поклонялись Ионе, женской стороне божества и воспринятой
ими мощи плодородной природы. Эти народы мужским Богам предпочитали богинь — Кибелу,
Мать-Землю, сладострастную Астарту и изменчивую Гекату. Они олицетворяют
женскую сторону греческой души, ее зеркало, освобожденный дух, склонность к определенной
мягкости, но также и страсть, оргиастический дух и энтузиазм. Ионийцы
встретились в Элладе лицом к лицу с дорийцами, воинственной и грубой расой,
пришедшей с Севера, с холодных равнин Скифии, через поросшие лесом горы Фракии.
Это были варвары; их крепкие тела дрожали в ледяных водах Стримона, но они
носили в своих бесстрашных сердцах и рыжих волосах лучи гиперборейского
Аполлона, о которых сохранилась память и на Делосе, и в Дельфах Они воплотили
мужские элементы греческого духа. Их боги — это боги неба: Вулкан, Зевс,
Аполлон; огонь, молния и свет Их героев зовут Геракл, убийца чудовищ, и
Диоскуры, Кастор и Полидевк*, укротители лошадей.
Борьба между ионийцами и дорийцами, которая усиливалась в соперничестве Афин
и Спарты и в ужасной Пелопонесской войне, стала основой греческой истории и
заполнила все своей продолжительностью и кровавой пышностью. Но достаточно ли
ее для объяснения религии и поэзии Греции? Откуда исходит, что они изначально
проявились как гармоничные построения, которые фантазия и вольности поэтов
нисколько не поколебали? Откуда исходит единство греческого пантеона и его
великолепная иерархия, ритмичная, словно шаги муз и полет Ириды между небом и
землей? Заметьте, что эта иерархия с самого начала одинаково представлена и у
ионийца Гомера и у дорийца Гесиода. Какой авторитет исходит от трибунала
амфиктионии, заседавшего в Дельфах и принявшем решение о национальном единстве
как верховенствующим над внутренними разногласиями? Кто, наконец, впервые с
праисторических времен дал верховенство мужскому духу дорийцев над страстной и
оргиастической мощью ионийцев, без растления и подавления, но подготовив,
наоборот, величайший расцвет научной культуры?
Греческие поэты рассказывают, что Зевс, влюбленный в прекрасную Европу,
превратился в гордого быка и увез ее на своей спине, чтобы доставить по
лазурным волнам от теплых берегов Азии на дикий остров Крит. Впечатляющая
картина ионических переселений и многочисленных похищений женщин в эти тяжелые,
но веселые времена. Однако, следуя за мифом с его превосходным символизмом,
какое обаяние Зевса, принявшего в пещере горы Ида свой человеческий облик,
сквозь который блистал Бог, какие пламенные ласки превратили наивную деву в
сильную женщину, которая должна была поочередно преобразиться в обольстительную
Афродиту, стремительную Палладу и степенную Мельпомену? Эта гречанка
притягивает нас к себе не только своей улыбкой, она очаровывает нас и мы
противостоим глубинному пламени ее взора. Откуда у нее эта сила и эта магия?
Вот загадка, вот проблема. Предыдущая Следующая
|