Предыдущая Следующая
Тот же Платон считал, что происхождение времени и его «количество» зависит от движения небесных тел. «Лейбниц... рассматривает пространство и время в их отношении к изменениям материальных объектов. Он дает... определение одновременности как отношению таких физических событий, которые взаимно допускают друг друга» [4], т. е. следование во времени он связывает с причинными отношениями.
Я уже упоминал о вкладе Р. Бошковича в развитие реляционных представлений о времени. Сейчас, может быть, настал мо-
104
мент сказать, что этот выдающийся мыслитель, живший за два
столетия до Эйнштейна, во многом предвосхитил идеи теории относительности. Он отрицал существование и абсолютного
пространства, и абсолютного времени. Бошкович считал, что
«протяженность объектов изменяется при их перемещении». Он допускал возможность существования неевклидовых геометрий и «полагал, что материя состоит из бесконечно малых элементов, которые обладают массой и способностью к динамическому взаимодействию» [4].
О вкладе А. Эйнштейна в понимание зависимости времени от событий материального мира речь уже шла. Вклад огромен. Вот как точно и четко демонстрирует проф. Чернин роль физических процессов в становлении времени с позиции теории относительности. «Время — это всегда конкретное физическое свойство конкретных физических тел и происходящих с ними изменений» [10].
И что же?
Две фундаментальные проблемы — происхождения времени
и его физической сущности — не только не решены до настоящего времени, но даже слабо обозначены в постановочном плане. И снова хочется понять, отчего так случилось? Казалось бы, кому как не «реляционистам» давно следовало разобраться, ну
хотя бы в первом приближении ответить на вечный вопрос — что такое время?
Мне кажется, что причина того, почему до сих пор этого не случилось, почти та же, что помешала и сторонникам субстанциальной концепции. Все та же святая подспудная вера в то, что эта проблема из разряда вечных, в смысле — вечно не разрешимых. Только обоснование у «реляционистов» совсем другое. Время тут интуитивно понимается как физическая реальность, связанная с самыми глубинными основами происхождения, устройства и существования Вселенной. А поскольку на фундаментальном уровне действительно есть проблемы, относящиеся к разряду неразрешимых, то и на «времени» как на одном из
|
В нашем центре можно купить санкнижку или оформить ее официально без очереди и за 1 день. |
фундаментальных атрибутов мироздания вот уже несколько
тысяч лет стоит клеймо: «непонятно, потому что и не может быть понятно». Удручающая печать непознаваемости сопровождает и такие проблемы: является ли Вселенная единственной в Мире и если нет, то что дальше? Почему Вселенная такая, ка-
105
Глава 2
Гипотеза локально-когерентного времени
кая она есть, а не иная? Что происходило до Большого взрыва? Когда и почему возникла материя? Почему электрон обладает именно таким, а не иным электрическим зарядом?..
То, что проблема времени соотносится с самыми фундаментальными проблемами Вселенной, — это справедливо, но в гносеологическом плане вывод у «реляционистов» такой же, как и у сторонников субстанциональной концепции: время — это нечто изначальное, таинственное и... непознаваемое. Об этом вслух не говорится, но что-то подобное подразумевается. Можетбыть, существует интуитивное ощущение, что не пришел еще час для понимания природы времени? Итак, предзнание единства времени и материи на фоне отсутствия ответов на вопросы о самых глубинных причинах, связанных с происхождением и существованием Вселенной, наверное, иявляется тем тормозом, которыйудер-живает ученых от усилий, направленных на понимание природы времени. Предыдущая Следующая
|