Предыдущая Следующая
Человечество давало этим гипотетическим существам разные названия и наделяло их различными признаками и свойствами. Это духи и призраки, привидения и монады, это крит-теры (твари-анг), квазичеловеческие объекты, демоны, дэвы, ангелы, домовые, лешие, духовные существа, наконец, барабашки и т.д. Хотелось бы принять для данной работы термин «духи». Во-первых, он общепризнан, а кроме того, сопутствует человечеству, наверное, с каменного века. Но именно в силу его общепринятости, мы отказываемся от него, как отказались от термина «душа». Назовем жителей параллельного мира «тонкие сущности»: это название, может быть, не менее заидеоло-гизировано, но зато подчеркивает, по крайней мере, их нематериальность.
Что касается народной веры в существование различных тонких сущностей, то все человечество пережило эпоху продолжительностью в одну или две сотни тысяч лет, когда все предметы и явления природы считались одухотворенными. Более удивительно, что и сегодня существуют и даже возникают религиозные направления, в которых природу олицетворяют и представляют невидимые одушевленные сущности. Эта вера гораздо распространеннее, чем полагают неспециалисты (я не имею в виду только пережитки), — по существу, создаются новые религии на старый языческий лад.
226
Но все-таки даже вера многих миллионов людей во что-то на протяжении сотен лет — это слабый аргумент. Человечество тысячелетиями исповедовало ложные представления. Взять хотя бы двухтысячелетнюю веру в то, что Земля — это центр Вселенной.
Еще менее надежным обоснованием этой гипотезы могут служить воззрения (тем более, отдельные высказывания) выдающихся личностей. Приведем только одно из множества свидетельств такого рода. Вот что думал о невидимых живых сущностях Исаак Ньютон: «Как все вокруг нас кишит живыми существами... так и небеса над нами могут быть заполнены существами, чья природа нам непонятна... Нет ничего невозможного для природы, ничего слишком трудного для Бога...».
Но, поведав о взглядах только Ньютона, я поступил очень несправедливо, по крайней мере, по отношению к его современнику (и оппоненту) Готфриду Лейбницу. А ведь именно он, разработав теорию монад, показывал, что, как существуют единицы вещества — атомы, так есть и единицы духовности — монады различного уровня совершенства. Твердо верил в существование тонких сущностей и К. Циолковский — великий мудрец и фантазер, отличающийся от множества других мечтателей тем, что его предвидения в большинстве своем сбываются. Наши современники пытаются хоть как-то «обнаучить» проблему. Академик В.П. Казначеев допускает существование среди нас полевых форм жизни. О возможных существах, чьи тела построены на уровне элементарных частиц, говорил академик В.Л, Гинзбург. Ряд исследователей даже предполагает существование тонких сущностей на нейтринной основе...
Но все-таки и эти аргументы не очень убеждают. В конце концов, даже выщающиеся люди — всего лишь люди.
И опять-таки, к счастью (как и в случае с экзосоматическими системами), есть более надежные аргументы. Предыдущая Следующая
|