Предыдущая Следующая
Так называемых клиник репродуктивного здоровья
(генетическая забота о потомстве) в Израиле приходится на душу населения больше,
чем в любой другой стране мира (вчетверо больше, чем в США). Государство
оплачивает аборты, если плод физически и/или (предположительно) умственно
неполноценен133.
В случаях некроспермии (нежизнеспособности
сперматозоидов) мужа применяется искусственное осеменение спермой донора,
причем донор обязан представить подробную анкету о состоянии здоровья, а сперма
проходит тест на синдром Тея-Сакса. Беременные женщины старше 35 лет периодически
подвергаются исследованию околоплодной жидкости посредством ам-ниоцентеза; при
выявлении генетических дефектов производится аборт. Таким образом,
правительство активно применяет принципы евгеники, хотя главная мотивировка
является не только качественной, но и количественной.
Практика матерей-заместительниц легализована в Израиле
с 2014 года134, причем только для замужних
132 Weiss, Meira, 2014, 32.
133 Kahn, 197.
134 Kahn, 140.
История
и политика евгеники
115
женщин, и тоже оплачивается государством. По
еврейскому религиозному закону, ребенок незамужней женщины не считается
незаконнорожденным. Это позволяет сочетать еврейские правовые принципы с
современной юридической практикой. Некоторые раввины отдают предпочтение искусственному
оплодотворению in vitro с последующей трансплантацией зародыша как методу
борьбы с бесплодием; эта практика не считается нарушением запрета на прелюбодеяние135.
Есть раввины, которые одобряют даже использование
спермы мужчин-неевреев. В этом случае мастурбация, осуждаемая Библией, не
слишком беспокоит раввинов также и потому, что принадлежность к еврейскому
народу по закону определяется только матерью. Дети разных женщин, рожденные с
помощью искусственного оплодотворения спермой одного и того же донора, могут даже
вступать в брак, так как обладают «разной сущностью». Другие раввины, однако,
порицают использование спермы неевреев136.
Отношение к клонированию в Израиле значительно
отличается от того, как воспринимают клонирование в большинстве других стран.
Хотя клонирование человека в репродуктивных целях сейчас запрещено (безопасных
методик пока еще нет). Центральный совет раввинов Израиля в принципе не
усматривает серьезных религиозных препятствий для репродуктивного клонирования
как способа лечения бесплодия, наоборот, видит в нем преимущества перед использованием
донорской спермы, что — учитывая анонимность
135 Kahn, 74.
136 Kahn, 106.
5*
116
доноров — может в конечном итоге приводить к браку
между братом и сестрой137.
В 2014 году, несмотря на то что прошло более восьми
десятилетий с выхода «Еврейской евгеники» Рейх-лера, Ноам Зохар, профессор
философии при Университете Бар-Ила и в Израиле, решил отреагировать на брошюру
Рейхлера. Отмечая, что проевгенические взгляды последнего «разделяются больше,
чем в одном еврейском кругу сегодня», Зохар пишет:
Программа
индивидуализированной евгеники... вступает в противоречие со взглядами,
подспудно бытующими в традиционных еврейских учениях. Какая ведь разница, если
здоровье потомства будет определяться не морализирующим гаданием, а данными
точной генетической науки? Предыдущая Следующая
|