Предыдущая Следующая
121 Paul, 2014, 29.
История
и политика евгеники
105
Биолог Лоуренс Райт (университет штата Миннесота),
изучавший близнецов, пришел к выводу, что «взгляд на природу человека, принятый
в конце века, во многом схож с воззрениями, которых придерживались в начале
века»122.
Крайности спора приводят к тому, что идеологические
установки участников подчас остаются неясными для стороннего наблюдателя (а
иногда и для самих участников спора). Ниже приведены четыре основные позиции,
две из которых — эгалитаристские: «наивный эгалитаризм» и «изощренный
антиинтервенционизм».
Разница обусловлена тем, что изощренные эгалитаристы в
некоторых отношениях оказываются ближе к евгенистам, чем к наивным
эгалитаристам. Заявляя, что они решительные противники евгеники, наивные
эгалитаристы зачастую лишь смутно представляют себе, что такое евгеника. Более
осведомленные эгалитаристы порой неохотно высказывают и комментируют свои
собственные взгляды — видимо, боясь злоупотреблений генетическими знаниями.
Читая нижеследующую таблицу, следует иметь в виду, что
любая подобная схема в какой-то степени условна: не все люди вписываются в
четко определенные группы. Национал-социализм, например, пытался создать
евгеническую супермодель на основе социального дарвинизма.
Помимо конфликтующих идеологий, понимание темы
неодинаково внутри различных лагерей. Ниже приводится упрощенная разбивка по
группам:
122 Wright, 2014, 10.
|
Евгеника
|
Социальный
дарвинизм
|
Наивный
эгалитаризм
|
Изощрённый
антиинтервенционизм
|
Универсалист/
Трибалист
|
Универсалист
|
Трибалист
|
Универсалист
|
Смешанное отношение
|
Эволюция
человека
|
Признает
|
Признаёт
|
Смешанное признание-отрицание
|
Признаёт
|
Естественный
человеческий отбор
|
Противостоит
|
Приветствует
|
Противостоит
|
Противостоит
|
Искусственный
человеческий
отбор
|
Приветствует
|
Смешанное отношение
|
Противостоит
|
Противостоит
|
Современные
внутри! рупповые различия
|
Признаёт
|
Признаёт
|
Или отрицает, или
признаёт нехотя
|
Негласное признание,
публичное отрицание
|
Современные
межгрупповые
различия
|
Признаёт
|
Признаёт
|
Отрицает
|
Негласное признание,
публичное отрицание
|
Внутри!рупповой
отбор
|
Осуществим и желателен
|
Осуществим и желателен
|
Неосуществим и нежелателен
|
Негласное признание,
публичное отрицание
|
Межгрупповой
отбор
|
Осуществим, но
нежелателен
|
Осуществим и желателен
|
Неосуществим и нежелателен
|
Негласное признание,
публичное отрицание
|
Будущие
внутригрупповые различия
|
Признаёт
|
Признаёт
|
Смешанное признание-отрицание
|
Негласное признание,
публичное отрицание
|
Будущие
межгрупповые
различия
|
Осуществимы и желательны
|
Осуществимы, но
нежелательны
|
Отрицаются как неосуществимые
|
Негласное признание,
публично отрицается как опасная тема
|
Долговременное
сосуществование
групп
|
Желательно
|
Нежелательно
|
Желательно
|
Желательно
|
1) Социальные дарвинисты. Сейчас они утратили свое влияние, но во
второй половине девятнадцатого и первой половине двадцатого веков были
«главными игроками». Отбор через рождаемость превысил отбор смертностью, но
такие эпидемии, как СПИД, а также современные виды оружия вполне могут в один
прекрасный день поменять это соотношение на обратное — быть может, даже скорее,
чем мы думаем. При всем том социальный дарвинизм все еще существует в форме
«остаточной» философии, которая так или иначе дает о себе знать в идеологии
определенных групп. Предыдущая Следующая
|