Предыдущая Следующая
К концу двадцатых годов евгеника вышла за пределы узко
профессиональных дискуссий и стала предметом широкого обсуждения. Последующие
тезисы «Общества защиты расовой чистоты» 1931—1932 годов вновь подчеркивали значение
наследственности, предупреждали о вырождении и обращали внимание на роль семьи,
призывая к увеличению рождаемости и предоставлению налоговых льгот для семей с
детьми. Долгие
96 Leitsatze der «Deutschen Gesellschaft fur
Rassenhygiene», zur Geburtenfrage angenommen in der Delegiertenversammlung zu
Jena am 6. und 7. June 1914; quoted in Kaiser et al, 1992, 14—15.
История
и политика евгеники
87
периоды профессионального обучения были признаны
подрывающими рождаемость; рекомендовались генетические консультации; поощрялось
деторождение в семьях, где потомству грозили наследственные недуги; молодым
людям вменялось в обязанность понимание евгенической ответственности перед
грядущими поколениями97.
И вновь никаких упоминаний о расовых вопросах.
Социальный дарвинизм девятнадцатого века рассматривал
войну как явление позитивное: война выпалывает слабых, точно так же, как
экономическое соревнование отбирает людей и социальные группы по пригодности.
Но когда разразилась Первая мировая война, евгеники осудили ее как
«контрселективную».
Перед началом войны в Германии серьезно опасались
перенаселения. Население Германской империи, в 1880 году составлявшее 45
миллионов, к исходу Первой мировой войны возросло, несмотря на жертвы, до 67
миллионов. И только в 1918—1919 годах смертность превысила рождаемость98.
Страх демографического спада осложнил пропаганду негативной евгеники, но приверженцы
«чистоты расы» атаковали мальтузианцев, утверждая, что к призывам к воздержанию
скорее всего прислушаются наиболее желательные элементы населения и этот
неразумный альтруизм окажется дисге-ническим. Беспокоило их и то, что такой
поворот дела повредит «нордической расе». В контексте теорий о ра-
|
Бронирование номеров в гостиницах дешевые гостиницы в москве за 500р- гостиницы. |
97 Leitsatze der «Deutschen Gesellschaft fur Rassenhygiene (Eugenik)», 1931/32; quoted in Kaiser et al, 1992, 62-64.
98 Statististisches
Bundesamt Wiesbaden, BevOlkerung und
Wirtschaft 1872-1972, Stuttgart/Mainz, 1972, 102: quoted in: Weingart/Kroll/
Bayertz, 1988, 130-131.
88
совом превосходстве межрасовое скрещивание
рассматривалось как своего рода самоубийство «высшей» расы.
Но совсем не об этом заботился Адольф Гитлер. В 1920
году он выдвинул программу из 25 пунктов, ни один из которых не имел отношения
к евгенике.
Чтобы лучше разобраться в роли евгеники при нацистском
режиме, я выбрал 100 книг, относящихся к веймарскому и нацистскому периодам, с
предметными указателями. Я не старался придерживаться строгих критериев, а лишь
выбирал труды, посвященные этому времени. Все 100 названий перечислены в
Приложении 2. Впрочем, каждый, кто имеет доступ к серьезной библиотеке, может повторить
этот эксперимент, выбирая те книги, которые придутся ему по вкусу.
Авторы самые разные — от нацистских идеологов до
признанных ученых, изучающих эту область сегодня. В алфавитных указателях 96-ти
книг слово «евгеника» отсутствует. Четыре тома содержат лишь беглые упоминания
о евгенике. Даже указатели к «Майн кампф» и речам Гитлера не фиксируют евгенику
в качестве самостоятельной темы, хотя имеются многочисленные упоминания о расе.
Совершенно очевидно, что евгеника отнюдь не была мощным идеологическим мотором
национал-социализма, каким ее часто представляют. Предыдущая Следующая
|