Предыдущая Следующая
естественные спонтанные мутации будут продолжаться, и
воевать с ними придется до бесконечности.
Генная инженерия быстро развивается. В случае, если
один или оба будущих родителя являются носителями генетических заболеваний,
врач может осуществить искусственное осеменение in vitro и затем провести эмбриональный скрининг —
доимплантационную генетическую диагностику, чтобы выбрать здоровый эмбрион для
имплантации в матку. Подобные евгенические мероприятия уже теперь
предпринимаются на добровольной основе. В недалеком будущем станет возможным
вносить изменения в эмбриональные, а не только соматические (не участвующие в
размножении) клетки. Терапия зародышевого пути на самом деле не относится ни к позитивной, ни к негативной
евгенике. Но это евгеника. Когда впервые появились возможности такого рода,
евгеническая наука встретила полное и безоговорочное осуждение; ныне разговор
идет по большей части об установлении моратория на эту новую терапию. Фриц
Манн, специалист по биологической этике, работающий в Свободном университете
Брюсселя, пишет:
Помимо
религиозных причин, никаких этических оправданий для отказа от влияния на
зародышевый путь не существует. И если откроют способ излечения наследственной
болезни, причем излечения не только самого носителя, но и всех его потомков, то
с какой стати его запрещать?2*
Такое открытие ознаменует прорыв в генетике, но
загадка генов и их взаимодействий еще ждет окончательного решения. Тем не менее
генетики уже меняют наследственные механизмы у животных и растений, и терапия
зародышевого пути в человеческих популяциях — лишь вопрос времени. Сейчас
генетическая консультация и соответствующее лечение в некоторых случаях помогают
ныне живущим принести пользу потомству. Будущий родитель, зная, что он (или
она) является носителем рецессивного гена, способного вызвать заболевание в
последующих поколениях, может абортировать зародыш. Таким образом, дети
избавляются от этой болезни, но число носителей рецессивного гена возрастает с
каждым звеном в цепочке поколений.
Вопрос заключается в следующем: имеют ли родители
моральное право производить на свет детей с нездоровой наследственностью?
Философ и теолог Эммануил Левинас формулирует это следующим образом: «Мой сын —
не просто мое создание, как стихотворение или вещь. Он — не моя собственность»25.
Можно ли отбрасывать, отрицать родительскую ответственность? Профессор
Института детского здоровья при Лондонском университете Маркус Пембрей, говоря
о генетической консультации, утверждает:
Целью
не должно быть сокращение числа новорожденных с генетическими заболеваниями,
ибо это означало бы обойти право матери делать или не делать аборт... Точка зрения, согласно которой
сокращение
числа младенцев, рожденных с генетическими расстройствами, не является подходящей
задачей для генетических служб, находит сейчас широкий отклик26.
Это и есть так называемая «модель личного
обслуживания»27, которая подчиняет благополучие детей воле их родителей.
Такая точка зрения прямо-таки просится на судебное обжалование на основании
«неправомерной жизни» (по аналогии с процессами, которые впервые появились в Соединенных
Штатах в 1964 г., утвердив иски по «неправомерной смерти» в качестве законного
прецедента). Прежде нам не хватало знаний для борьбы с наследственными болезнями;
в будущем ссылки на неосведомленность будут все меньше приниматься во внимание.
Такую политику невозможно будет сравнивать, например, со скандалом в связи с
применением талидомида в 1957—1961 гг., поскольку речь будет идти о действиях,
совершенных осознанно и преднамеренно. Предыдущая Следующая
|