Предыдущая Следующая
* Мы этого не узнаем (лат.) — Прим. ред.
** Великие астрономы XVI и XVII веков
Коперник, Галилей, Кеплер, сформулировавшие законы небесной механики и
открывшие нам глубину космического пространства, имели о небесных светилах
представление, весьма близкое к тому, которого придерживались маги Халдеи и
жрецы Египта.
Это был иерархический динамизм,
универсальный анимизм, но дифференцированный и градуированный. Потому
что для них небесные светила и небо, хотя и управлялись математическими
законами, были живыми. Они не рассматривали их не только с позиции холодного
разума, но с учетом существования некой души в целом. Таким образом, в светилах
они ощущали Богов, а в космосе — творящий Дух. Послушаем-ка лучше такой пассаж
Кеплера: «Всякое творение создает чудесную симфонию, как в порядке идей и духа,
так и в порядке материальных существ. Все держится и сцеплено посредством
нерасторжимых взаимосвязей; все образует гармоничный ансамбль. В Боге даже
гармония является высшей гармонией: потому что Бог нас сотворил по своему
образу и дал нам идею и чувство гармонии. Все, что существует, является живым и
одушевленным, поскольку все следует одно за другим и связано между собой. Нет
такого светила, которое не было бы живым и не имело бы души. Душа небесных
светил является причиной их движения и симпатии, которая связывает светила
между собой; она объясняет закономерность естественных явлений». — Кеплер, Harmonices
Mundi (1619).
*** Театр вечной мудрости (лат.) — Прим.
ред.
**** Великая астрономия (лат.) — Прим.
ред.
***** Философия, которая вечна (лат.) — Прим.
ред.
+ «То, что человек получает в качестве вдохновения и
видения, является лишь отражением духовных сил, которые создали этот мир.
Часовщик предварительно имеет идею часов и делает их согласно своему плану.
Можно сказать, что в процессе разбирания механизма, вновь обнаруживается та
идея, которая была исходной при их конструировании. Такова же ситуация человека
по отношению к божественной и творческой мудрости. Эта мудрость существовала до
того, как наш мир родился, это был план мира. Гораздо позже эта мудрость была
сообщена человеку. Это суть идеи, высказанные Богами» (Рудольф Штайнер.
Заметки, принятые на конференцию в апреле 1909 г.).
Глава II.
Огонь-принцип и иерархия сил
В центре древней оккультной науки,
сформулированной впервые индийскими риши, была доктрина Огня-Принципа, ткани
Универсума и инструмента Богов.
Агни, потаенный Огонь во всякой вещи,
невидимый и первоначальный Огонь, дым, пламя и свет которого являются лишь
внешними проявлениями, Агни, или творческий Огонь, на самом деле является
универсальным агентом и субстанцией вещей. Ибо, с одной стороны, огонь есть
элементарная форма материи; а с другой — он является оболочкой и в каком-то
плане телом Богов, посредником, через который они воздействуют на мир. Это — огненная
дорога, по которой Дух спускается в материю; или — освещенная тропинка, по
которой материя поднимается к Духу.
Это древнее учение Огня-Принципа, наполнявшее
и освещавшее божественную поэзию Вед, позже было вновь сформулировано на
научный манер наиболее крупным греческим философом ионийской школы, Гераклитом
Эфесским. Гераклит считал огонь принципом видимого универсума «Огонь является
порождающим и генерирующим элементом, и именно эти его трансформации, будь-то
когда он разжижается, или же когда он конденсируется, порождают все вещи.
Конденсируясь, Огонь становится паром; этот пар в другой консистенции
становится водой; вода с помощью действия какой-то новой конденсации становится
землей. Вот то, что Гераклит называет движением сверху вниз. — И
наоборот, земля, разжижаясь, преобразуется в воду, от которой происходит почти
все остальное посредством испарения, воздействующего на ее поверхность. И это
есть движение снизу вверх. — Добавим, что огонь является не только
животворящим принципом, но и принципом разрушающим Универсум порождается огнем
и именно посредством огня он должен рассеяться»*. Предыдущая Следующая
|