Предыдущая Следующая
Повергнутый Зороастр лежал лицом к земле. Когда он пришел в себя, то был
настолько подавлен, что забился в самый темный угол грота. Тогда орел, свивший
гнездо над пещерой, поднявшись в это утро из пропасти, где он напрасно искал
добычу, дружески расположился в нескольких шагах от отшельника, словно царская
птица Ормузда узнала наконец своего пророка. С оперения птицы стекали капли
дождя. Она расправляла клювом свои рыжеватые перья, затем, когда дневное
светило вышло из-за облаков, она вытянула для просушки свои крылья и пристально
посмотрела на солнце.
* Херувимы в «Зенд-Авесте» называются Амшаспанд,
Элохим — Изед и Архангелы — Феруэр.
** Зенд-Авеста означает на языке
зенд «живое слово».
* * *
Начиная с этого момента Зороастр ежедневно внимал Ормузда. Он говорил ночью
и днем как внутренний голос или посредством ярких образов, которые олицетворяли
живые мысли его Бога. Ормузд ему поведал о сотворении мира и своем собственном
происхождении, то есть о проявлении живого Глагола в универсуме*, об
иерархии или космических силах, о необходимости борьбы против Ахримана, изъяна
творческого деяния, духа зла и разрушения, о средствах борьбы с ним с помощью
молитвы и культа огня. Он его обучил борьбе против демонов с помощью
бдительного мышления и против Нечестивых (туранцев) с помощью священного
оружия. Он его научил любви человека к земле и любви земли по отношению к
человеку, умеющему ее обрабатывать, ее доли, которую она вносит в великолепие
жатвы и ее радости быть возделанной, и о ее тайных силах, которые проявляются в
благословениях на семью земледельца. Вся Зенд-Авеста состоит из длинной беседы
между Ормуздом и Зороастром. «Что является самым приятным для этой земли? — Ахурамазда
ответил: Это когда праведный человек идет по ней. — Что находится на втором
месте из самого приятного для этой земли? — Это когда праведный человек строит
жилище, приспособленное для огня, для держания скота, где есть женщины, дети и
прекрасное стадо. Ибо в этом доме имеется изобилие правоты»**. И
Зороастр, благодаря голосу Ормузда, услышал ответ, который земля дает человеку,
ее уважающему и ее обрабатывающему. Она говорит: «Человек, я буду поддерживать
тебя всегда и я буду идти к тебе». И земля идет к нему со своим благоуханием и
испарениями, верхушками зеленой пшеницы, которую она выталкивает, и
великолепием жатвы. В полную противоположность буддистскому пессимизму и его
учению о непротивлении, в Зенд-Авесте имеется (эхо глубоких откровений
Зороастра) здоровый оптимизм и энергичная воинственность. Ормузд осуждает
насилие и несправедливость, но внушает почтение к смелости как первейшей
добродетели человека. В учении Зороастра ощущается постоянное присутствие
невидимого мира, космической иерархии, но все внимание перенесено на действие,
на завоевание земли через дисциплину души и энергию воли.
Вдохновенный пророк Албордж приобрел привычку записывать свои внутренние
откровения на бараньей шкуре деревянным стилетом, закаленным в огне, священными
письменами, которым его научил Вагумано. Гораздо позже его ученики записывали
его последующие мысли под его диктовку, это стало Зенд-Авестой,
написанной сначала на животных шкурах, как должно быть и Коран арабов, и
сохраняемой в некой разновидности святого ковчега, сделанного из кедрового
дерева, содержащей космогонию, молитвы и законы вместе с церемониями культового
поклонения. Предыдущая Следующая
|