Предыдущая Следующая
Наперекор этой теории, выдуманной чисто индусским сознанием, я в полный
голос утверждал в своих «Великих Посвященных» историческую реальность Иисуса
как обязательно примыкающую ко всей восточной мудрости. Он предстал передо мной
пророком Запада, и я назвал этот центр и основу истории «величайшим из сынов
Бога», Затем я оставил без внимания в греко-христианском эзотеризме первых
столетий прелюдию к этому синтезу Религии, Науки и Искусства, который является
проблемой настоящего и задачей завтрашнего дня.
Если я сохранил большое уважение к индусской мудрости, которая так осветила
нам прошлое, то это не значит, что от нее я ждал слова о будущем. Занятый тем,
чтобы увидеть возрождение среди нас эзотеризма в европейской форме,
сообразующегося с нашими традициями, я чувствовал прорастание во мне намерения
продолжить начатое «Великими Посвященными» и написать своеобразную историю
оккультных доктрин от Христа и до наших дней. Я сказал себе: христианский
эзотеризм существовал всегда за бесстрастным фасадом церкви и за шумным театром
истории, как глухая борьба душ существует за внешним конфликтом, как текущая
глубина океана бурлит под игрой волн. Он существует у гностиков и у манихеев, у
гибернских монахов, как и у первых рыцарей Круглого стола и в ордене Святого
Грааля, у катаров, альбигойцев, тамплиеров и розенкрейцеров, как у основателей
Платоновской академии во Флоренции. Легко можно понять, что эти глубинные
импульсы породили великие сдвиги в истории, такие как обращение в христианство
северных народов, Крестовые походы, искусство Средних Веков, Ренессанс и даже
современную науку. Но где найти истоки и тайные связи всех этих событий, тогда
как Церковь и светская власть повсеместно стирают следы и уничтожают свои
архивы? И я еще раз подчеркиваю: современность со своим развитием науки и
индустрии, анализами материи и захватом внешнего мира, его знанием физической
вселенной и его смыслом эволюции нуждаются в духовном синтезе более широком и
мощном, чем все подобные в прошлом. Если западный эзотеризм существует, в чем я
убежден, то он должен иметь своих представителей и своего апостола. Я не увижу
его, безусловно, но этот апостол придет... Он придет как необходимый отклик на
зов, выйдет из чрева двадцатого века! — Вот то, с чем я имел счастье вас
познакомить.
|
Какие существуют игры для подготовки детей к школе |
Я никогда не забуду момент, когда наш общий друг, ваш наилучший сотрудник,
мадемуазель Мария Сивере, привела Вас ко мне. Это было в апреле 1906 года.
Рискуя вызвать улыбку людей, никогда не испытывавших подобных чувств, я должен
признать, что, увидев Вас входящим в свой кабинет, я испытал одно из наиболее
глубоких потрясений в моей жизни.
Я могу привести только два подобных примера: моя встреча с Рихардом Вагнером
и с женщиной, которой я посвятил «Великих Посвященных».
Это напоминает, как будто в некоем ином пространстве с первого взгляда
открывается весь мир. Чтобы доказать читателям, что я не единственный, на кого
ваша личность производит столь необычайный эффект, я приведу здесь свидетельства
человека, который не является теософом и может высказываться наиболее
проникновенно и понятно в отличие от многих интеллектуалов. Я говорю о графе г.
Прозоре, изысканном переводчике и комментаторе Ибсена во Франции. Вот что он
два месяца назад сказал о Вас: «Редко увидишь творение природы, сделанное столь
совершенно: своим интенсивным блеском глаз, экспрессивностью лица, гибкостью
членов и движений, тип чувствительный, способный однажды превратить медитацию
во вдохновение, эмоцию — в энергию, способный, сверх того, судя по его мощному
лбу и поразительно развитому черепу, соединить в себе мощь, импульсивность и
фантазию с такой сильной волей, которые, движением души рождают произведения
искусства»++. Предыдущая Следующая
|