Предыдущая Следующая
ударами молота к вершине горы Гефестом, помогавшего Власти и Силе, Прометея,
испытывавшего муки в презрительной тишине, затем оставленного в одиночестве,
взывавшего ко всем божествам универсума как к свидетелям своего добровольного
мучения; невольник Богов, утешаемый Океанидами до того, как Зевс низвергнул его
своей молнией в глубины Тартара, — этот символ запечатлен в памяти людей как
тип страдающего духа и всех благородных бунтовщиков.
Никогда поэтическая, столь индивидуализированная фигура не охватывала
столько вещей, как эта. В Прометее нам показывается своего рода сверхсознание
Богов и Космоса, говорящих через человека, достигшего апогея своей силы. В нем
живет великая идея всеобщей Справедливости, первоначальной и конечной, которая
господствует над универсумом и Богами, победоносной Судьбой, дочерью Вечности.
Как выразитель этого сверхсознания, Прометей истинно является высочайшим
театральным воплощением Диониса, Бога, разделенного на сотни героев. В нем все
герои собираются в единого, который хочет оставить за собой по отношению к
вещам последнее слово, и от голоса которого дрожит Олимп.
Заметим, впрочем, что от него трепетала также и афинская публика. Тысячи
непосвященных зрителей содрогались от слов, подобных произнесенным в театре
Вакха самим поэтом, играющим персонаж Прометея, слов, адресованных национальным
Богам всей Греции: «И все-таки Зевс, несмотря на гордость, переполнявшую его
душу, будет однажды унижен. Брак, к которому он готовится, ниспровергнет его с
высоты его могущества; он падет с трона; его Царство будет уничтожено!»
По мнению комментаторов древних авторов, эта вольность вызвала негодование
толпы: люди бросились на сцену, угрожая смертью актеру за такое кощунство. Поэт
избежал кинжалов нападающих, бросившись в партер и укрывшись в алтаре Диониса.
Таким образом, по изощренной логике Судьбы, трагический идеал был порожден
кровавой драмой на сцене и судьбой поэта, воплощенного в своего не имевшего
успеха героя.
Предназначение почти завидное, т.к. это сделали Орфей и сам Дионис! Тогда,
согласно этой версии, Ареопаг приговорил Эсхила к смертной казни посредством
пития цикуты, не учитывая решения Эвмолпидов, объявивших, что Эсхил не был
посвященным и грешил по незнанию. Что бы ни говорили об этой традиции, никто из
драматургов никогда не сравнивался с отвагой этого Поэта-Титана, родившегося в
Элевсине и умершего в изгнании у подножия Этны. Его вулканическая душа
испустила последний вздох у подножия вулкана.
Был ли Эсхил посвященным или нет, его работы свидетельствуют о том, что он
несет элевсинскую печать всеми фибрами своего бытия. Не менее значимо то, что
Софокл связывает его с Мистериями, хотя у него элевсинские идеи многим более
завуалированы и искажены. Его менее дифирамбные хоры сохраняют тем не менее
религиозный характер. Его всегда достойные герои все более приближаются к
общечеловеческим. Внутренняя деятельность оказывается умело ведомой. Характеры,
крайне неглубокие и оттененные, следуют закону развития. Софокл — это
внутренняя сторона психологической эволюции. Если его изучать с точки зрения
трилогии «Эдипа» и «Антигоны», то можно найти истинную драму посвящения.
Элевсинская дисциплина состояла именно в произведении метаморфоз в человеке, в
зарождении в нем иной души, очищенной и видящей, ставшей под эгидой Бога его
сознательным Духом, его Даймоном. Предыдущая Следующая
|