Предыдущая Следующая
Когда они увидели серебряный источник Касталии, бьющий из расщелины скалы
Флембук. они предстали, наконец, пред храмом Аполлона, покрытым щитами и
трофеями, единственного храма, бесстрашно расположившегося в горах Фаедриадах,
где заходящее солнце бывает фиолетового или пурпурного оттенков. Тогда
паломники, глубоко взволнованные, запели Пеан*. Они думали о легенде, по
которой орел Зевса, на которого были возложены поиски центра мира, парил над
вершинами Парнаса и, нырнув в бездну, разместился на священной горе.
Не был ли сейчас этот орел самим храмом, расположенным между двумя, похожими
на поднятые крылья, горами, пламенеющим и несущим в своем сердце Глагол
Аполлона, выразителя всех этих чудес?
* Гимн в честь Аполлона. — Прим. ред.
Глава III.
Прорицательница
Аполлон прорицал через Пифию*. Это установление восходило к ночи
времен. Некоторые авторы приписывают его начало волнующему эффекту испарений,
некогда поднимавшимся из расщелины пещеры, в которой находился треножник
Прорицательницы и где она изрекала свои предсказания, сопровождаемые неистовыми
конвульсиями. Пастух, случайно укрывшийся в этом месте и взявшийся
пророчествовать и экспериментировать, мог бы с успехом возобновить эту практику
и вернуть популярность первобытному храму. Это вполне возможно.
Он несомненно тот, кто с незапамятных времен пророчествовал в Дельфах. В
начале «Эвменид» Эсхил говорил словами Пифии, что еще до Аполлона в дельфийских
оракулах встречались имена трех других божеств: Земли, Фемиды и Фебы.
Предполагается, что каждый из этих культов существовал века. Греки дали имя
Сивиллы более древней Прорицательнице, жрице Фебы, и ей приписывают эти чуждые
слова:
«Когда я умру, я буду на Луне, и она станет моим лицом. Мое дыхание станет
воздухом. Своим голосом и всеобщим шумом я буду повсюду».
Установление культа Аполлона в Дельфах указывает на организацию более
искусных пророчеств. Прорицательницы отбираются с детства коллегией жрецов,
воспитываются в храме как монахини в монастыре и сохраняют строгое целомудрие.
Исходя из их функций, предпочтение отдается натурам безыскусным и простым, но
развивают восприимчивость их психических способностей, и именно понтиф
Аполлона, носящий имя пророка, окончательно интерпретирует их прорицания. Но
источник этой мудрости и практики этого жизненного искусства — непостижимая
тайна для народа.
Плутарх, жрец Аполлона в Херонее и философ-платоник второго века нашей эры,
приоткрывает тайну, если можно так выразиться, когда говорит о невидимом
механизме предсказаний: «Так, тело располагает большим количеством
инструментов, душа, в свою очередь, обрамляет тело и части, из которых оно
состоит; наконец, душа является для Бога инструментом. Но этот
инструмент крайне несовершенен. Мысль Бога должна проявиться в форме, которая
не является ей самой и, порождаясь посредником, она наполняется и проникает в
природу этого посредника. Когда Бог тревожит душу, она не может жить неподвижно
и в своем естественном состоянии. Движения, которые она испытывает, и страсти
тревожат ее подобно волнующемуся морю, в котором она шумно барахтается и
запутывается». Когда Плутарх прибавляет: «Бог, включенный в эти границы,
обрамляет Пифию, чтобы раздаваться, как солнце, обрамляет луну, чтобы
показываться»**, этим он хочет сказать, что оракул Пифии является крайне
слабым отражением призраков, мчащихся перед ее ясной душой со скоростью
последовательных молний, мгновенно исходящих из густого мрака. Предыдущая Следующая
|