Предыдущая Следующая
"Что тогда представляет собой, с научной точки зрения, "эмоционально-окрашенный комплекс"? Это образ определенной психической ситуации, который несет большую эмоциональную нагрузку и, кроме того, несовместим с привычным состоянием сознания. Этот образ обладает мощной внутренней связностью, ему свойственна собственная целостность и вдобавок относительно высокая степень автономности, так что он лишь в ограниченной мере подчиняется контролю сознания и поэтому ведет себя как одушевленное чуждое тело в сфере сознания. Комплекс обычно может быть подавлен усилием воли, но не уничтожен, и при первом подходящем случае он проявляется вновь с прежней силой. Некоторые экспериментальные исследования, по-видимому, указывают на то, что кривая его интенсивности, или активности, имеет волнообразный характер с "длиной волны", измеряемой часами, днями или неделями. Этот весьма сложный вопрос до сих пор остается невыясненным" (с.96, курсив наш).
Я бы позволил себе сказать, что на этот "весьма сложный вопрос" Юнга уже дан ответ, по крайней мере частичный, — это наше крепнущее понимание ультрадианной волновой природы сознания при стрессе и регенерации. Впоследствии Юнг развил эти идеи в новую теорию использования медитации и религиозных ритуалов для облегчения достижения высших переживаний сознания, которые он описывал как "сверхнормальную степень яркости" (Jung, 1960, с.436). Во всем этом Юнг продвинулся значительно дальше остальных в признании ритмического аспекта "высшего сознания" и регенерации.
Мы прошли полный круг, от парижских и венских студенческих аудиторий XIX века до наших последних исследований волновой природы сознания, от "гипноидного состояния" по Шарко и abaissement по Жане как источников психопатологии до признания Фрейдом и Юнгом их роли в регенерации, творческой деятельности и эволюции сознания. Каждый из этих первопроходцев, по-видимому, описывал во многом одно и то же явление: существуют особые периоды потенциального стресса или регенерации, которые естественно наступают у нас в повседневной жизни. Каждый из них описывал такие психофизиологические состояния, когда равновесие сознания и способностей изменяется, поднимается и опускается, оставляя нас не вполне бодрствующими или почти спящими. Все они увидели в этом "столбовую дорогу", ведущую к глубинным психофизиологическим процессам и способную привести как к патологии, так и к личностному росту. То, чего из-за ограниченности биологической науки не знали эти врачи XIX века, теперь изучают во всех подробностях исследователи XX века.
|
Магазин продает металлодетекторы и металлоискатели Detech, интернет-магазин металлоискателей |
Обычный повседневный транс
Одним из первых целителей, кто заметил и использовал волновую природу сознания, был Милтон Эриксон. В то время как у большинства психотерапевтов прием каждого пациента длился 50 минут, Эриксон предпочитал сеансы продолжительностью в полтора часа или больше. За более чем полвека лечения Эриксон подметил, что умственно-эмоциональное равновесие его пациентов естественным образом изменялось на протяжении таких сеансов. Он утверждал, что и в повседневной жизни люди также естественно впадают в различные психофизиологические состояния. Он обнаружил, что при работе с пациентами в течение по меньшей мере полутора-двух часов они почти наверняка претерпевали заметные изменения своего сознания (Rossi, 1982, 1986 a,b,c). Предыдущая Следующая
|