Предыдущая Следующая
Как видно из табл. 1, основной всегда является проблема диссоциации или "расщепления", которое необходимо преодолеть. В наиболее ранних культурах это "расщепление" описывалось тем или иным способом как разделение между миром духов и более материальной природой человека. Человеческий дух изображался в архетипических мифах как пойманный в сети фюзиса, символизирующего материальный мир (Jung, 1959). В шаманских традициях методом лечения являлось вызывание духов с помощью ритуала или церемонии. Исходно предполагалось, что духовная энергия находится вне больного, поэтому ритуал был таким способом расстановки духовных сил, чтобы они могли действовать внутри пациента. Нередко ритуал или церемония происходили внутри магического круга, который служил темиосом или вместилищем изменений, необходимых в процессе лечения. Иногда болезнь рассматривалась как негативная фигура или сила, которая переносилась из больного в шамана или гуру и разрушалась в их собственном теле.
Работы Антона Месмера были переходным звеном между древними традициями душевного исцеления, развитием гипнотерапии и современной глубинной психотерапии (Rossi, 1986; Rossi & Ryan, 1986). С развитием ритуалов, которые применял Месмср и предшествующие "отцы" гипноза, акцент в лечении сместился с разобщения дух/тело на разобщение сознание/тело. Вместо призывания духов было использовано прямое внушение, облегчающее идеодинамический процесс, с помощью которого "идея" сообщалась посредством слов, а вербальные ассоциации могли стимулировать непосредственное переживание ощущений, движения и психофизиологических ответов, что помогало решению психосоматических проблем. Такая терапия часто принимает форму эмоционального кризиса, который остается в безопасных пределах темноса клиники или врачебного кабинета.
|
Продажа информационный стенд где купить. Информационных выставочных стендов. |
Таблица 1. Пять стадий в развитии психотерапии
|
Спиритеский/ шаманский
|
Ранний гипноз
|
Зигмунд Фрейд
|
Карл Юнг
|
Милтон Эриксон
|
Способ лечения
|
Обращение к
духам
|
Психофизиол огия
|
Анализ
|
Синтез
|
Утилизация
|
Проблема
|
Человек/Бог (диссоциация)
|
Разум/тело (диссоциация)
|
Сознатель-ное/бессознат ельное (диссоциация) вычленение
|
Я/истинное Я (диссоциация)
комплексы
|
Сознательное бессознательное (диссоциация) Ограниченность обучения
|
Метод (обнару-
|
Призывание духов
|
Прямое внушение
|
Свободная ассоциация
|
Активное воображение
|
Предписание симптома
|
ВесурС
|
Дух
|
Идеодинами-ческий процесс
|
Личное бессознательное
|
Коллективное бессознательное
|
Различные варианты экспериментального обучения
|
Терапия (пе- Ритуал
Эмоциональ-
Катарсис,
Амплифика-
реосмысли-вание, реф-рейминг)
|
|
ный кризис
|
перенос
|
ция, расширение сознания
|
и восстановление обучения
|
С развитием глубинной психологии Фрейда и Юнга в концепциях и лечении разделенной человеческой природы произошел серьезный сдвиг в сторону слов и вербальных ассоциаций. Фрейд использовал термины подавление и вытеснение для описания динамики разобщения между сознательными и бессознательными частями психики. Для своих наиболее сложных пациентов он нашел новый способ лечения, который назвал психоанализом. Он развивал технику анализа, чтобы получить доступ к источнику проблем в бессознательном индивида. Теперь, с помощью этой психоаналитической техники, пациент проецировал свои ранние жизненные конфликты на аналитика — процесс, названный Фрейдом переносом. Невроз переноса стал психологическим темносом, или вместилищем трансформаций, которое помогает смягчить конфликт и ограничить его рамками медицинского кабинета. Предыдущая Следующая
|