Предыдущая Следующая
значения: "толпа", "столпотворение", "бегущий", "лить", "течь", "наполнять", "потоп", "переполнять", "плыть" — оно достаточно многозначно, так же как его латинские аналоги plenus, plerus, plebs, plus, означающие "много", "больше", "полный". Таким образом, polis, скорее, имеет отношение не к устоявшимся гражданским институтам, а к потоку жизни, проходящему сквозь толпу, общество или demos (население), откуда появилась наша демократия; так случилось, что Дионис, бог влажного жизненного потока, был любимым народным божеством.
4. Zoon — слово, от которого произошли наши слова зоопарк и зоология, животная жизненная энергия, органическая жизнеспособность. Здесь мы также можем обнаружить Диониса, ибо zoe было одним из его прозвищ.
На что стала бы походить терапия, если бы мы представили человека в качестве гражданина? В чем бы тогда заключалась суть психотерапевтического анализа? Могла бы тогда психотерапия развиваться дальше в направлении постаналитической терапии, пост-селф-терапии, терапии, которая бы растворяла, а не усиливала личностную идентичность. Здесь я иду рука об руку с современным деконструктивизмом, показавшим несостоятельность половой и семейно-ролевой идентичности, а также идентичности, связанной с исторической непрерывностью личности, оставляющей за ней только ее развитие. Я присоединяюсь и к последней социальной теории, провозглашающей, что "не существует субъектов, которые могли быть определены отдельно от остального мира" (Sampson, 1989, стр. 916). Я представляю себе будущее терапии, язык которой больше не будет ограничен замкнутыми на самих себе понятиями, такими как единство, центрированность, целостность и, в особенности, на любимом термине коварной западной ведьмы — Самости. Хотя на этой конференции я был представлен в качестве юнгианца, я надеюсь разрушить главную идеализацию, заставляющую понимать буквально юнгианскую психологию, — понятие Самости.
Предположим, что нам удалось вообразить это понятие как-то по-иному. Предположим, что мы больше не считаем "Я" (self) гомеостазисом внутренней динамики биологического организма, или искрой морали непознаваемого трансцендентного, или просто изначально существующей рефлексивной сознательной деятельностью, или центром интеграции и переработки опыта и переживаний (что бы он собой ни представлял), или автономией любой определенной отдельно взятой системы. Предположим, мы оставили в стороне все известные нам определения "Я", и вместо них вообразили себе совершенно иное определение: не биологическое, не телеологическое, не метафизическое, а политическое — "Я" как интериоризация общественного.
Тогда спрашивать на терапевтической сессии о чем-то, имеющем отношение к политике, — все равно, что спрашивать о "Я". Тогда стремление к саморазвитию требует преследования общественных интересов. Тогда для подтверждения намеченного человеком пути — "Я на верном пути или уже сбился?", "Вытесняю ли я?", "Эгоцентричен ли я?" — следует обращать меньше внимания на психическую и телесную динамику или на голоса и видения трансцендентных божественных явлений, а также на внутренние чувства, внутреннего ребенка и внутреннего гуру, а сосредоточиться на социальной стороне реальной человеческой жизни. Тогда погоня за инсайтом повлечет за собой появление объективных соответствий, а местом возникновения инсайта станет общественное, а не перенос. Предыдущая Следующая
|