Предыдущая Следующая
У меня есть вопрос по поводу интеграции. Это вопрос одного из моих студентов — гештальтисты говорят, что все должно быть интегрировано, но как же тогда понимать вас, когда вы говорите "до свидания" частям собственного я? Например, суицидальный клиент обращается к самым ранним воспоминаниям о своих родителях, когда один из них в ярости кричал на него. Он пересаживается на другой стул, играет этого родителя и говорит: "Я бы хотел, чтобы ты умер, чтобы ты никогда не родился!" Как реагировать на это, чтобы завершить данный эпизод? Я не знаю, каким образом интегрировать эту родительскую часть — злобного убийцу, раз-
127
рушительную силу. Я учил своих клиентов попрощаться с ней, но мне хотелось бы узнать, что об этом думают Польстеры с точки зрения интеграции.
Ответ Мириам Польстер
Вопрос в том, как вы будете интегрировать то, что хотите забыть? Если бы я попала в такую парадоксальную ситуацию, я могла бы сказать: "Я хотела бы, чтобы вы помнили это и обращались к этому воспоминанию раз в неделю. Придумайте достойную церемонию, с помощью которой вы могли бы оказать должное почтение своему прошлому снова и снова". Эти процедуры помогли бы ослабить переживание настолько, чтобы вы смогли забыть это воспоминание и расстаться с ним. Но я также могу сказать: "Вам и не надо забывать это, может быть, вы должны осознать это как часть своей жизни, хоть это и болезненное воспоминание. Оно существует, но вам не нужно постоянно возвращаться к нему. Может быть, оно никогда не забудется".
Вопросы и ответы
Вопрос: Я бы хотел спросить Вас о том, чего вы не упоминали в статье, но, возможно, это имеет отношение к нашей дискуссии. Вы сказали, что взаимоотношения между "собакой снизу" и "собакой сверху" схожи с тем, что в юнгианской психологии называется взаимоотношениями между Тенью и Персоной. Это мне кажется вполне правомерным. Но вы также провели параллель между фрейдовскими Суперэго и Ид, что, как мне кажется, неправомерно. В формулировке Перлза это звучит так: если существует Су-перэго, то есть высшее Эго, значит, должно быть и Инфраэго, то есть низшее Эго. Фрейд не считал, что "собака снизу" и "собака сверху" являются подлинными частями организма. Если использовать фрейдистские формулировки, тогда Ид является частью естественного организма. А "собака снизу" и "собака сверху" — это интроекция. Интроекцию нельзя принять как противоположность идентификации или чего-то, что вы можете использовать и переваривать. Мне кажется, что когда вы над чем-то работаете, некоторые требования становятся интроектом, который нельзя при-
|
Основные средства защиты банкнот иностранных государств. Фото иностранных банкнот. |
128
нять. Как, например, родительские требования: "Не будь самим собой!" невозможно ассимилировать. Такой интроект нужно выплюнуть.
М. Польстер: Что касается вопроса, являются ли "собака снизу" и "собака сверху" аналогами Ид и Суперэго, то я сравнивала их с борьбой полярностей. Это действительно классическая битва между противоположностями. В этом ключе я и ссылалась на один из классических примеров разделения, которые есть в человеке. Это также описано и в монографии "Гештальт-терапия" (Perls, F., Hefferline, R., Goodman, 1951). Если хотите, они перевели некоторые фрейдистские термины в гештальтистские понятия. В соответствии с этим определением Ид рассматривается как фон, обычное состояние тела как таковое. Суперэго также можно реконструировать как составляющее интроект "долженствования" и "недолженствования". Предыдущая Следующая
|