МОЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ " Каждая цивилизация в определенном возрасте имеет возможность возвысить, или разрушить себя. Если делается выбор в пользу возвышения, то возникает импульс, позволяющий появиться учениям об утерянных законах сущего". ( Высший разум, ченнелинг). М.И. Беляев © |
06.09.2018
Метамодернизм — понятие, введённое в 2010 году голландскими философами Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером, отражающее общее состояние культуры с 1990 годов до настоящего времени.
Краеугольными камнями метамодернизма являются «осцилляция» — колебание между противоположными идеями, и «структура чувства» — убеждение, что предпосылкой создания направления в искусстве или философии становится невыраженное переживание реальности, которое впоследствии оформляется в идею или проект.
Робин ван ден Аккер и Тимотеус Вермюлен
(источник: metamodernizm.ru )В этой статье я решил поделиться опытом реализации своего понимания Метамодерна в преподавании русского языка и литературы в средней школе. Уточню: понятие «метамодернизм» в статье связано с работами Вермюлена и ван ден Аккера, а «Метамодерн» означает состояние культуры с 90-х годов XX века.
В первой главе текста автор рассказывает о своих теоретических воззрениях и проясняет терминологию. Если вас это пугает, не бойтесь, переходите сразу ко второй главе с практическими рекомендациями, а к первой всегда можно вернуться.
Ещё в институте мне предложили поучаствовать в проекте Metamodernizm.ru . В этом журнале, вдохновлённый новой эпохой, я начал публиковать свои размышления о Метамодерне и культуре в целом. На данном этапе работы большую часть моих идей можно уместить в следующих тезисах:
Фильмы Уэса Андерсона часто приводятся в пример как метамодернистское искусство (кадр из к/ф «Королевство полной луны»)
(источник: metamodernism.com )Системно-деятельностный подход , положенный в основу Федеральных государственных образовательных стандартов в России, требует от учителя не передавать знания в готовом виде, а создавать условия открытия их самим обучающимся. Говоря иными словами, иерархия «учитель над учеником» постепенно перестаёт существовать. Актуальная на данный момент модель отношений — это сотрудничество и совместное творчество.
Современные стандарты в образовании формируют новый образ учителя, который должен уметь учиться и творить вместе с учениками, создавать условия для свободного мышления, то есть для ситуации, при которой обучающийся выражает своё мнение и не стесняется его отстаивать перед одноклассниками и педагогом.
Чтобы создать атмосферу сотворчества (синергии), я использую следующие приёмы:
Суть упражнения в том, что ученику требуется проверить достоверность мнения учителя. Степень развивающего эффекта зависит от того, насколько креативными будут придуманные теории.
Например:
Для того чтобы сделать процесс обучения интересным, я определил для себя и для учеников цель нашей работы: «совершить открытие». Учить после этого стало увлекательнее: значительный процент детей ответили себе на вопрос о смысле занятий и перестали бездействовать.
У учеников должно быть ощущение, что они сами совершают открытия, а не просто получают готовые знания
(источник: araitmultimedia.es )Чтобы закрепить мотивационный эффект, я предложил ученикам следующее упражнение, которое впоследствии стало основой нашего совместного творчества:
Форма слова часто образно отражает его содержание. Например, сочетание звуков ПО в слове «пол» напоминает на плоскую поверхность, а звук Л создаёт ощущение гладкости.
Способность ощущать в звуковые образы слова – возвращение к древнему восприятию языка, в котором, цитируя фольклориста Афанасьева , «значение корней было осязательно, присуще сознанию народа, который со звуками родного языка связывал не отвлеченные мысли, а те живые впечатления, какие производили на его чувства видимые предметы и явления».
Восприятие звукового эффекта — это переживание до осмысления, то есть восприятие атмосферы, которое, на мой взгляд, является основой достижения синергии.
Суть упражнения состоит в следующем: на доске записывается неизвестное ученикам слово. Их задача: постараться восстановить лексическое значение по звуковому эффекту. Дети назвали это упражнение «методом иностранца» — оно напомнило им на текст в учебнике русского языка, где рассказывается об иностранце в России, который признал самым благозвучным слово «телятина».
Примеры из работы с пятиклассниками:
На доске слово «Узурпатор».
Ассоциации учеников (от простых к сложным) : «чёрное», «неприятное», «жёсткое», «красное», «что-то связанное с властью — похоже на «императора», «узур — дикое, варварское». Также была ассоциация с расой орков из игры Warcraft.
Итог : ученикам с помощью ассоциаций удалось понять и углубить значение слова. Узурпатор — «тот, кто незаконно захватывает в свои руки власть или присваивает (узурпирует) чужие права на что-либо».
На доске записано слово «герменевтика» .
Ассоциации : «тёплое», «голубое», «прозрачное», «грубое», «красивое», «большое», «космическое», «похожее на герметичный костюм космонавта», «что-то связанное с океаном», «как будто человек погружается в воду», «движение планет» и т. д.
Итог : ученики пятого класса расширили своё представление об уроке литературы. Поскольку герменевтика — это «искусство и теория толкования текстов», мы вообразили, что каждое произведение — это океан или космос, а мы — путешественники по его глубинам.
Настоящее открытие с помощью «метода иностранца» мы с пятиклассниками совершили, когда постарались расшифровать стихотворение А. Кручёных «Дыр бул щыл».
Дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз...
Ассоциации: 1. «Дыр бул щыл» — «неприятное», «грубое», «твёрдое», «похожее на землю», «подземное».
2. «убешщур» — «подземное, «похоже на крысу» (ассоциация со словом «щур» из украинского языка), «материальное».
3. «скум» — многократное произнесение этого сочетания звуков напомнило детям на прыжок.
4. «вы со бу» - «движение по ступенькам», «полёт», «всё выше и выше». «Бу» в конце строки показалось пятиклассникам похожим на удар. Они логично предположили, что полёт окончился неудачно — падением вниз. Возник спор. Наш вывод: если бы взлетевший человек упал, стихотворение должно было закончиться тем, чем оно началось.
5. «р л эз» – ощущение «твёрдого (р), гладкого, гармоничного (л) и золотого (эз)»; «свет», «красота».
Наш анализ завершился тем, что в стихотворении Кручёных лирический герой взлетает ввысь и бьется или стучит в небесный купол, который открывается и впускает человека в себя. Возможно, в этом произведении заключён образ духовного поиска, или оно является пророчеством поэта о будущем освоении космоса.
Как видно из вышеизложенного, «метод иностранца» не только позволяет выявить связи между формой и содержанием слова, но и развивает творческие способности и ассоциативное мышление.
Переживание звукового эффекта слова натолкнуло нас на мысль, что своей атмосферой обладают каждый человек или предмет. С этого тезиса мы с пятиклассниками начали формирование мифа о всеобъемлющем атмосферном пространстве. Для выражения наших совместных образов и идей я выбрал форму мифа, поскольку она синкретична, наглядна, иррациональна и не требует строгой логики в доказательствах утверждений.
Нас вдохновило стихотворение Мандельштама «Silentium», образ «невыразимого» у Жуковского и многое другое. Особо хочу отметить поэтическое произведение Эжена Гильвика:
Мне бы так говорить научиться,
Чтобы вы меня слышали,
Но не знали,
Что говорю с вами именно я.
Чтобы даже не знали,
Что вообще с вами кто-то беседует.
Говорить научиться,
Как камни.
«Как говорят камни?» — этот вопрос стал основным в нашей работе.
Мы с детьми предположили, что существует особое пространство, которое все ощущают, но не могут выявить или осмыслить. Его мы назвали «Неявным» и начали искать подтверждение наших слов в русской и зарубежной литературе. Помимо вышеуказанных произведений, нас вдохновил «Маленький принц» де Сент-Экзюпери и программные рассказы Паустовского («Теплый хлеб», «Заячьи лапы») и Платонова («Никита»).
Образы : 1. В стихотворении «Silentium» Мандельштама нас заинтересовала строка: «И слово в музыку вернись», которую мы поняли как возвращение явного в ассоциативное. Наш первый образ: Неявное — это «неслышимая музыка, кристаллическое молчание (Silentium)».
2. Мы начали искать что-то похожее в реальной жизни. Следующее наше представление: Неявное — это интуиция и вдохновение (основа творчества). Образ неслышимой музыки наполнился новым содержанием.
3. После прочтения произведений Паустовского и Платонова мы начали редактировать наши первоначальные образы: из рассказов «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы» и «Никита» мы извлекли образ связи: уз, соединяющих природу и всех людей, которые человек может укрепить или разрушить. Подтверждение того, что Неявное — это узы, мы нашли в «Маленьком принце» Антуана Де Сент-Экзюпери:
— Я ищу друзей. А как это — приручить?
— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы».
(…)
— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц. — Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Работа над этим мифом еще не закончена. Мы ищем способы создания неявных связей с миром (что и является, по сути, синергией) и воспринимаем атмосферы слов, предметов и пространств.
Потратив на это примерно пять минут на каждом уроке, мне удалось сделать учебный процесс интереснее, расширить кругозор учеников и развить их творческие способности. Подобное можно реализовать и с обучающимися старших классов, правда, термины, образы и размышления должны стать намного серьезнее.
Наличие совместно созданных мифов (в зависимости от креативности педагога и особенностей класса они могут быть различными) формирует атмосферу урока, позволяет творчески взаимодействовать учителю со школьниками, а также мотивирует ученика на получение знаний, поскольку в них можно отыскать решение проблемы, поставленной мифом, или найти новый образ.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
© Беляев М.И., "МИЛОГИЯ"
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей. Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках. Книги " Основы милогии ", " Милогия " могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом, e-mail: [email protected] |