Вечером 22 мая в Черкассах на сцене областного драмтеатра в десятый раз стартовал Международный театральный фестиваль "Сцена человечества". В течение следующей недели каждый день местная публика наслаждаться спектаклями ведущих столичных театров (Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра и Театр русской драмы имени Леси Украинский), так и театров областного уровня (Ровенский академический украинский музыкально -драматический театр, Художественная мастерская «Лестница», Львовский драматический театр имени Леси Украинский).
А открывал фестиваль "Подземелье" - постановка Александра Дзекуна по одноименной поэме Тараса Шевченко. И это не случайно, ведь традиционно "Сцена человечества" уходит в Шевченко дни, а ее начало этого года совпал с днем годовщины перезахоронения Кобзаря в Каневе на Чернечей горе.
"Подземелье" называют самым загадочным произведением Шевченко. Дело в жанре мистерии. Таинственная, жуткая, в чем-то даже потусторонняя атмосфера удачно воспроизведена на сцене. Но главным здесь является философский смысл представления.
"Подземелье" одновременно наиболее полно выражает тогдашний мировоззрение поэта, его политическое видение отношений между Москвой, Польшей и Украиной. Эти отношения он перенес с бытового и реального плана в план внутренний, духовный, с политической в историософической и религиозный. Что за клад в Большом погребе? Это не то, ради чего "солдатики ... могилы уже разрывают", это сокровища духовные: патриотизм, моральная и физическая бессмертие украинской нации, легендарная вера в победу, религиозное чувство ", - пишет о Шевченкову мистерию культуролог Лариса Брюховецкая.
Основной мистический мотив мистерии "Большой Погреб» - предсказания Рождества по сверхъестественных условий двух близнецов-антагонистов: мессии и палача. Наблюдать эту чрезвычайную мистерию собрались в Сабитов отовсюду три белых птицы (души умерших украинских девушек), три вороны (бессмертные украинские, российские и польские палачи украинского народа), три лирники: Горбатый, хромых, слепых, "рынок людей и барства немало".
Действие мистерии происходит на Черкасщине, в середине XIX в., В селе Суботове в родовом имении Богдана Хмельницкого, который в это время было разрушено. К Богдановой церкви из Петербурга была отправлена экспедиция с целью найти клад Хмельницкого. Для Шевченко это было мистическим символом окончательного разрушения святыни Украины ( "большой погреб - это могила Украины", - говорится Белые голубки). В своей мистерии он дает политическую и религиозную оценки трех веков развития и разрушения Украины ...
Что за клад в Большом погребе?